XV Артдокфест объявил основную конкурсную программу

17:02, 3 февраля 2022

Крупнейший в России фестиваль документального кино «Артдокфест» представляет основную конкурсную программу 2022 года. В нее вошло 19 фильмов, сделанных кинематографистами из 13 стран мира: России, Узбекистана, Германии, Норвегии, Эстонии, Финляндии, Польши, Грузии, Франции, Украины, Латвии, Швейцарии, Израиля.


В программе 4 мировые, 15 латвийских, 11 российских и 1 московская премьеры.


Весь конкурс без какой-либо цензуры будет показан в рамках IDFF Artdocfest/Riga в начале марта, там же будет работать жюри и вручаться призы. В России все сложнее… В Петербурге в 2021 году были отменены все фестивальные показы сразу на трех площадках города, и до сих пор нет решения, как вернуть «Артдокфест» в «культурную столицу». В Москве фестиваль пройдет в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» на Новом Арбате. Но уже сегодня известно о невозможности показа как минимум трех из 19-ти картин конкурса. Сколько фильмов из почти 100 внеконкурсных картин мы не сможем показать в России, пока не известно. Поэтому слоган «Артдокфест» в 2022 году – «Максимум возможного!»

Виталий Манский, президент Артдокфеста

Среди героев конкурсных картин работницы фабрики по производству валенок из города Солигалич Костромской области («Бабий край»), жители небольшой деревни Пурнема на берегу Белого моря («164880») и рыбаки, отрезанные от мира на клочке суши в Каспийском море («Остров», лауреат премии «Лавровая ветвь» в номинации «Лучший кинофильм»).

География картин не ограничивается российской провинцией. Недавние события показали, что мы очень мало знаем о нынешней жизни в бывших союзных республиках Центральной Азии. «Артдокфест» постарается восполнить этот пробел фильмом режиссера из Узбекистана Михаила Бородина Cotton100%.

Два фильма приедут из Израиля. «Пианист из Рамаллы» расскажет о палестинском музыканте, наполовину русском по крови и культуре, и границах и ограничениях, встающих на его пути. «Раньше мы пели» – о российских репатриантках в Землю Обетованную. Что такое родина, как это понятие изменилось в современном мире – эту тему подхватит дебютная лента француженки Летиции Фаркас «Тоска по острову» о нескольких поколениях русской эмиграции в Европу, силящихся сохранить былую идентичность.

Говоря дебютах, невозможно не упомянуть фильм Никиты Ефимова «Начальник отряда» (финалист премии «Лавровая ветвь»-2021) о взаимоотношениях заключенных и надзирателей в российской колонии и получивший уже два десятка призов на международных кинофестивалях «Жизнь Иванны Яптуне», первый «полный метр» Ренато Боррайо Серрано, чей фильм «Кино для Карлоса» удостоился специального упоминания жюри на «Артдокфест-2017».

Не в первый раз участвуют в фестивале и Руслан Федотов и Александра Кулак. Многие помнят их совместную работу «Саламанка», а в этот раз в конкурсе «Куда мы едем?» Федотова, получившая два приза на недавнем международном фестивале документального кино в Амстердаме (IDFA), и фильм Александры «Мара». Его российские зрители посмотреть, к сожалению, не смогут, как и еще одну картину о гражданском протесте в Беларуси «Когда цветы не молчат» белоруса Андрея Кутило и украинскую «Этот дождь никогда не закончится» Алины Головой о сирийце в Украине, который избежал одной войны, но столкнулся с другой.

Кино о белорусских протестных событиях мы показать в Москве не сможем, а вот о российских, питерских, расскажет фильм Константина Селина «Лето 2331». Из картин, отмеченных определенностью гражданской позиции, стоит выделить и Jumping-off place Светланы Стасенко, остроумный памфлет о том, как Бог пришел в армию РФ.

Есть место на «Артдокфесте» и поэтическому кино. Таков эстонский медитативный черно-белый «Ипподром» Владимира Логинова, немецкий Beyond the White, размышляющий о смысле жизни или его отсутствии, и документальное эссе корифея российской документалистики Владимира Эйснера «После потопа» – с его библейскими аллюзиями.

Конкурс «Артдокфеста» сформирован таким образом, чтобы обескуражить, застать врасплох и спровоцировать зрителя на размышления о сущностном. Так же, как это делает один из самых известных документалистов Польши Павел Лозинский в своем «Кино с балкона»: он лишь просит у проходящих под его балконом современников ответить на довольно простые вопросы, а из ответов складывается едва не формула жизни.


Основная конкурсная программа: 

  • 164880 мировая премьера (25 мин., Россия, 2021)
  • Beyond the White (90 мин., Германия, 2021)
  • Cotton100% (68 мин, Узбекистан-Германия, 2021)
  • Jumping-off place (36 мин., Россия, 2021)
  • Бабий край / Women's territory (56 мин, Россия, 2021)
  • Жизнь Иванны Яптунэ / Life of Ivanna (80 мин., Россия, Норвегия, Финляндия, Эстония, 2021)
  • Ипподром / Hippodrome (85 мин., Эстония, 2021)
  • Кино с балкона / The Balcony Movie (100 мин., Польша, 2021)
  • Когда цветы не молчат / When Flowers Are Not Silent (71 мин., Польша, 2021)
  • Куда мы едем? / Where Are We Headed? (63 мин., Россия, 2021)
  • Лето 2331 / Summer 2331 (15 мин., Россия, 2021)
  • Мара / Mara (61 мин., Франция-Грузия, 2022)
  • Начальник отряда / Strict Regime (46 мин., Россия, 2021)
  • Остров / Lost Island (92 мин., Швейцария, 2021)
  • Пианист из Рамаллы / The Pianist from Ramallah (61 мин., Израиль, 2020)
  • После потопа / After the Deluge (25 мин., Россия, 2021)
  • Раньше мы пели / We Used to Sing (32 мин., Израиль, 2021)
  • Тоска по острову / Longing for an island (80 мин., Франция, 2021)
  • Этот дождь никогда не закончится / This Rain Will Never Stop (104 мин., Украина, Латвия, Германия, 2020)


Подробнее о всех фильмах программы можно прочитать на сайте Артдокфеста