Практикум для учителей литературы на X КРЯКК

13:10, 17 октября 2016

Благотворительный Фонд Михаила Прохорова и Новосибирский образовательный проект «Открытая кафедра» в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры со 2 по 4 ноября проведут Практикум для учителей литературы на тему: «ТЕКСТ И КОНТЕКСТ: обучаем осмысленному чтению в школе».

Что такое «компетентный читатель»? Можно ли его воспитать на уроках литературы? Как примирить поиски смысла и личного опыта с требованиями госстандарта и экзаменов? Радость открытий и списки обязательной литературы? Как работать со сложными текстами классической литературы? Есть ли в школе место для актуальной культуры и новых прочтений?

Хорошему учителю-словеснику приходится на каждом уроке искать ответы на эти вопросы, а времени на размышления и дискуссии часто не остается.

Практикум «Открытой кафедры» предлагает учителям идеи для уроков и проектов, возможности для профессионального общения, обмена опытом с коллегами в атмосфере свободного диалога.

Цель практикума – освоить в совместной практической работе современные методы и приемы анализа художественного текста и способы их реализации на уроках литературы.

Практикум направлен на развитие навыков:

ü анализа и интерпретации текстов классической и современной литературы;

ü решения конкретных методических задач по обучению анализу текста;

ü применения актуальных научных концепций в школьной практике;

ü организации межпредметных связей.

Занятия ориентированы на решение задач, поставленных ФГОС основного общего образования и среднего общего образования, в аспектах «смыслового и эстетического анализа текста», «обеспечения культурной самоидентификации», «воспитания квалифицированного читателя», формирования «умения оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка)».

На занятиях предлагаются новые авторские методические материалы, на основе которых учителя смогут разрабатывать собственные концепции уроков и формы организации проектной деятельности, обновлять свой методический арсенал, организовать условия для обмена профессиональным опытом и повышения квалификации в своих школах.

Формат практикума гарантирует освоение актуальных и применимых в реальной школьной работе педагогических технологий, которые можно адаптировать к обучению аудитории на разных уровнях, от подготовки к сочинению и ЕГЭ по русскому языку и литературе до работы с одаренными детьми, в том числе с участниками олимпиад и конкурсов для школьников. Занятия ведут преподаватели с успешным опытом работы во всех этих сферах.

Участники практикума освоят новые формы обучения анализу текста, методы работы на уроках литературы с биографическим и историческим контекстом, приемы актуализации текстов школьной программы и способы развития у школьников интереса к чтению и интерпретации сложных текстов.

Результаты обучения можно использовать на уроках литературы, в элективных курсах, на занятиях по подготовке к выпускным экзаменам, в частной преподавательской практике.

Как проходит практикум?

На каждом занятии участники с помощью ведущих решают реальные задачи на примере конкретных текстов и материалов (исторических, критических, научных), которые могут послужить фоном для интерпретации. Преподаватели не навязывают готовые рецепты, а дают импульс для самостоятельных находок.

В результате занятия учителя разрабатывают концепции уроков, находят оптимальные решения для своей аудитории

Практикум рассчитан на 12 академических часов и состоит из трех этапов.


Темы занятий:

· Анализ художественного текста в школе: алгоритмы и творческие решения.

· Школьная классика глазами современного читателя: как сделать понятной литературную традицию.

· Неклассическая литература и культура: обновляем школьный лексикон.


Практикум ведут:

Жиличева Галина Александровна, доктор филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Ромащенко Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доцент кафедры журналистики и гуманитарных наук Нового сибирского института, эксперт ЕГЭ по литературе.

Москалева Анастасия Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Новосибирского государственного театрального института, редактор "ОКОЛОтеатрального сайта".

Более подробная информация о проекте и преподавателях – на сайте http://ok.academy, в группах http://vk.com/otkrytaya 

К участию приглашаются: учителя литературы, методисты, завучи школ.

Количество участников практикума: 40 человек.


Расписание тренинга: 2 ноября с 14.00-17.00, 3 ноября с 10.00 до 13.00, 4 ноября с 12.00-15.00

Место проведения: г. Красноярск, МВДЦ «Сибирь», ул. Авиаторов, 19.

Для участия необходимо заполнить анкету: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScC-J9h4qfXRrJBv17ktTUHiKqOPkE85NFYBAmzMnJo_UB-YA/viewform

Участие в практикуме бесплатное, проезд и проживание участников за свой счет.

Заявки принимаются до 24 октября 2016 года. Информация о включении будет опубликована 27 октября на сайте Фонда Михаила Прохорова.

На вопросы по семинару с радостью ответят Катерина Любимова (e-mail: tirrad@yandex.ru, +79607562852) или Наталья Ласкина (e-mail: n-laskina@yandex.ru)