Конкурс «Новый театр»: обзор постановок, поддержанных Фондом Михаила Прохорова

15:02, 20 февраля 2014

До 30 апреля Фонд Михаила Прохорова в рамках благотворительного конкурса «Новый театр» принимает заявки на финансирование театральных постановок в театрах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Конкурс существует уже не первый год, в нем успело поучаствовать и победить большое количество интересных коллективов и постановок - и мы решили сделать небольшой обзор самых интересных из них.

«САДКО»
Кукольный спекталь по мотивам оперы Римского-Корсакова.
Режиссер Евгений Сивко. Руководитель проекта Светлана Учайкина.
Екатеринбургский театр кукол.
Премьера – 29 июня 2011 года.

Театральная фантазия на тему оперы Римского-Корсакова в современной аранжировке и с адаптированным либретто для детей от 5 лет. В постановке использованы как новейшие, так и древние кукольные технологии, в том числе элементы из традиционного вьетнамского театра на воде: еще во Вьетнаме X века из нетонущего фигового дерева вырезали фигурки и устривали представления на затопленных рисовых полях. Смысловой центр зрелища - музыкальная шкатулка, она же яйцо Фаберже, в котором оживают и трансформируются картины спектакля. Труд екатеринбургских кукольников уже оценили в профессиональном сообществе: спектакль «Садко» включен в программу Всемирного фестиваля театров кукол, который пройдет в китайском городе Ченду в конце мая - начале июня 2012 года.




«ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВОЙНА»
Спектакль на основе документальной прозы Аркадия Бабченко.
Режиссер и руководитель проекта Татьяна Фролова.
Некоммерческое партнерство «Театр Татьяны Фроловой», г. Комсомольск-на-Амуре.
Премьера –10 августа 2010 года.

Театральный проект о чеченской войне создан на основе документальной прозы Аркадия Бабченко – литератора и военного журналиста, корреспондента «Новой газеты». В спектакле нет ни линейного сюжета, ни единства персонажей и действия. Скорее это попытка всеми доступными средствами, при помощи музыки, видео и визуальных эффектов, проникнуть во внутренний мир человека, оказавшегося лицом к лицу с войной. Результат этих попыток отметили не только в России, но и за рубежом: у «Персональной войны» удачная прокатная судьба во Франции и Швейцарии.

Personal war The KnAM Theatre Foto Valery Sayfiev_12.jpg

Personal war The KnAM Theatre Foto Valery Sayfiev.jpg   Personal war The KnAM Theatre Foto Valery Sayfiev_3.jpg


«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»
Танцевальный спектакль по сказке Шарля Перо.
Руководитель проекта, идея и постановка – Татьяна Баганова.
Театр «Провинциальные Танцы» (структурное подразделение НП «Агентство Театральных Дел»), г. Екатеринбург.
Премьера – 26 сентября 2010 года.

Спектакль-инсталляция, в котором кроме актеров задействованы объекты, превращающиеся в партнеров-танцовщиков. «Спящая красавица» Багановой мало чем напоминает знаменитый балет Чайковского. Место привычных балетных па здесь занимает современный танец, вместо комфортной классической музыки – произведения современных американских и российских композиторов. Героиня постановки – не спящая принцесса, а фея Карабос, олицетворение самой судьбы, которая для всех персонажей становится также и воплощением смерти. Несмотря на смелое решение постановщика превратить всем известную сказку в хоррор, спектакль произвел большое впечатление на зрителей и был оценен как в Москве, так и в провинции.




«ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»
Театральное прочтение произведения Алексея Иванова.
Режиссер-постановщик Максим Кальсин. Руководитель проекта Павел Шишин.
Омский государственный драматический театр «Пятый театр», г. Омск.
Премьера – 24 октября 2010 года.
Диплом фестиваля «Реальный театр».
Лучший спектакль 2010 года на омском областном фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа года».

Инсценировка романа Алексея Иванова о незадачливом школьном учителе, его женщинах, учениках и алкоголизме – одна из самых востребованных в репертуаре всего омского театра. «Географ» - динамичное театральное представление с живой актерской игрой и элементами мультимедиа: особенно любопытно проекции «работают» в качестве окон электрички, проезжающей мимо величественных уральских пейзажей. Можно сказать, что «Географ» продолжает русскую литературную традицию рассказа о «лишних людях» - с поправкой на «лихие девяностые». На сегодняшний день спектакль прошёл 39 раз с даты премьеры. Всего спектакль видели более 12 тысяч зрителей (в том числе около 700 зрителей в Екатеринбурге).

В 2012 году предполагается участие спектакля в фестивалях «Ново-Сибирский транзит» (решение о включении спектакля в афишу ожидается) и «Золотые ворота» во Владимире (приглашение к участию получено). Также планируются гастроли спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.




«УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КРОЛИКА ЭДВАРДА»
Кукольный спектакль по произведению современной американской писательницы Кейт ДиКамилло.
Режиссер-постановщик и руководитель проекта Александр Борок.
Челябинский Государственный областной театр кукол, г. Челябинск.
Премьера – 30 апреля 2011 года.

По крайней мере, одну из книг известной детской писательницы Кейт ДиКамилло –о приключениях отважного мышонка Десперо, в России знают хорошо – благодаря мультфильму 2008 года. «Удивительное путешествие кролика Эдварда» - первая постановка ДиКамилло на российской театральной сцене. Герой этой истории – игрушечный кролик Эдвард Тюлейн, который не умел любить никого, кроме самого себя, однажды оказался посреди океана за бортом корабля. Преодолевая множество препятствий (часть которых зритель видит вживую, а часть – на экране), и встречая на своем пути добрых и не очень персонажей, кролик, наконец, узнает цену настоящей любви и дружбы. По итогам сезона 2010-2011 гг. спектакль номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска» в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая сценография».

Подробная информация о спектакле и фотографии: http://teatrkukol74.ru/component/content/article/56.html


SUBITO FORTE
Междисциплинарный спектакль по мотивам «Одиссеи» Гомера.
Режиссер-постановщик Алексей Жеребцов.
Руководитель проекта Ольга Коршакова.
НП «Объединение театров танца», LIQUID THEATRE.
Премьера – 2 декабря 2011 года.

Спектакль SUBITO FORTE (или «Внезапно громко») задумывался как сценическое размышление над сюжетом «Одиссеи» Гомера: «Мы все хотим вернуться домой, но не можем, потому что настоящий дом бывает только в детстве», – говорит режиссер-постановщик спектакля Алексей Жеребцов. Результат, впрочем, оказался равно близок как Древней Греции, так и современности – это вневременное и невербальное мифопоэтическое зрелище, спровоцированное пространством, в котором оно возникает и предстает перед публикой. То есть индустриальной суровостью фабричных стен и монотонностью работы незримых механизмов, напоминающих о неумолимом ходе времени. Дорога и время, человек и система – вот темы спектакля SUBITO FORTE, в котором участвуют актеры, художники, танцовщики и музыканты.