Карамзинские стипендии

Стажировка на 2017 год

Объявление о конкурсе

«Карамзинские стипендии: стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС-2017».

Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:karamzinefellowship@gmail.com

В теме письма указывайте: КС-2017 и название проекта ШАГИ, на который подается заявка

до 4 декабря 2016 года (включительно)

Фонд Михаила Прохорова и Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы (далее – ШАГИ РАНХиГС) проводят конкурс молодых ученых для стажировки в ШАГИ в течение шести месяцев 2017 календарного года.

Программа стажировки направлена на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное сообщество с целью расширения и активизации их профессиональных связей и контактов, обмена опытом и сотрудничества в области гуманитарных и общественных наук.

Цели и задачи конкурса

1. Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев) молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ. Список проектов для работы приглашенных исследователей см. ниже.

2. Программа адресована кандидатам наук (или PhD), а также аспирантам, завершающим работу над кандидатской диссертацией.

3. Цель программы - предоставить молодым исследователям возможность в ключевой фазе их работы провести полгода в ведущем научном центре Москвы, с которым эти исследователи сохранят связь и в будущем.

Сумма индивидуального гранта на одного стажера – победителя конкурса:

478 800 руб.

Всего выделяется 10 грантов.

В конкурсе могут принять участие:

- граждане и налоговые резиденты РФ;

- не старше 40 лет;

- имеющие кандидатскую степень или PhD (желательно, чтобы диссертация была защищена не ранее 2011 года);

- аспиранты второго или третьего года обучения, опубликовавшие статьи в академических изданиях или завершающие работу над диссертацией;

- обладающие опытом исследовательской работы по теме, близкой к теме одного из проектов ШАГИ;

- имеющие возможность провести шесть месяцев 2017 календарного года в Москве с отрывом от основного места работы;

- владеющие английским языком в объеме, необходимом для профессионального общения (чтение научной литературы, устное общение с коллегами, научная корреспонденция, подготовка докладов и статей);

- приветствуется знание других иностранных языков.

Стипендиаты прошлых лет могут принимать участие в конкурсе «Карамзинские стипендии - 2017», однако получить приглашение на повторную стажировку можно не более одного раза.

Важным фактором при отборе кандидатов является наличие научных публикаций в международных реферируемых журналах и опыт участия в коллективных международных научных проектах.

Список документов, необходимых для участия в конкурсе:

1. Мотивационное письмо в свободной форме, включающее видение кандидатом своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки.

В начале письма указывайте, пожалуйста, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку. Укажите также, в какие 6 месяцев 2017 года для Вас предпочтительнее пройти стажировку.

2. CV (краткая автобиография и список научных публикаций). Обязательно указывайте полное ФИО и адрес электронной почты, скайп и номер телефона.

3. Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен подпадать под общую тему коллективного проекта, на участие в котором претендует кандидат. Обязательно указывайте в начале этого документа, на какой из проектов ШАГИ Вы подаете заявку (см. ниже)!

4. Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу).

5. Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого проекта.

6. Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта.

7. Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с пропиской).

8. Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе соискателя.

Параметры мотивационного письма и описания планируемого исследования должны соответствовать требованиями, предъявляемыми к кандидатам по конкретным проектам (см. ниже).


Сроки подачи документов и порядок их рассмотрения

1. Конкурс объявляется открытым с 17 октября 2015 года. Заявки принимаются

с 17 октября по 4 декабря 2016 года (включительно).

2. Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:karamzinefellowship@gmail.com до 4 декабря 2016 года (включительно).

3. Заявки, содержащие неполный комплект документов или не соответствующие темам проектов ШАГИ 2017 года, не регистрируются и не рассматриваются.

4. Заявки, поступившие на адрес конкурса после 4 декабря 2016 года, не регистрируются и не рассматриваются.

5. Процедуру отбора и принятие решений по кандидатам принимает жюри, состоящее из руководителей проектов, администрации ШАГИ и представителей Фонда Михаила Прохорова.

6. На первом этапе (5—18 декабря 2016 года) конкурса жюри оценивает мотивационные письма, описания проектов исследований и образцы научных публикаций.

7. На втором этапе конкурса (19--23 декабря 2016 года) руководитель проекта, на который подана заявка, и другие сотрудники ШАГИ проводят с кандидатом устное собеседование по скайпу или по телефону (при подаче документов (в CV) необходимо указать свой контактный номер скайпа и телефонный номер). В собеседованиях также могут принять участие представители Фонда Михаила Прохорова.

8. Поскольку основными регионами, на которые распространяется деятельность Фонда Михаила Прохорова, являются Сибирский, Дальневосточный, Уральский автономные округа, и шесть областей ЦФО: Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Рязанская и Калужская области, то при получении равных баллов кандидаты из этих регионов будут иметь преимущество перед другими.

9. Список победителей конкурса, получивших приглашение для шестимесячной работы в ШАГИ, утверждается Фондом Михаила Прохорова и оглашается 26 декабря 2016 года (на сайте Фонда Михаила Прохорова, сайте ШАГИ и в некоторых СМИ).

10. Представители ШАГИ информируют всех участников конкурса о результатах в течение 2 недель после окончания конкурса. Победители, подтвердившие согласие на участие в стажировке, подписывают договор с Фондом Михаила Прохорова и получают индивидуальный грант на прохождение стажировки.

11. Мотивы отклонения заявок не сообщаются, заявки не рецензируются, материалы, поданные на конкурс, не возвращаются.

12. По результатам конкурса формируется также список альтернативных кандидатов, которым будет предложена стажировка в случае, если кандидаты из основного списка не смогут приехать на стажировку.

Отбор приглашенных исследователей (исследователей-стажеров) проводит жюри в составе:

Зуев Сергей Эдуардович – кандидат искусствоведения, директор Института общественных наук РАНХиГС, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, в 2004—2011 гг. член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова.

Гринцер Николай Павлович - доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС, заведующий Лабораторией античной культуры ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Модели политической риторики в литературных и исторических памятниках античности и раннего средневековья».

Зорин Андрей Леонидович – доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета, профессор и научный руководитель программы «Public History: историческое знание в современном обществе» МВШСЭН, заведующий Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ ИОН РАНХиГС, Руководитель конкурса «Карамзинские стипендии».

Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, руководитель Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Современный город в актуальных речевых жанрах, спонтанных практиках и локальных самоназваниях».

Спиридонов Владимир Феликсович, профессор, доктор психологических наук, зав. Лабораторией когнитивных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Структура репрезентации проблемных ситуаций различных типов».

Старостин Георгий Сергеевич, канд. филол. наук, доцент, зав. Лабораторией востоковедения ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Разработка словарно-энциклопедических структур для описания понятийной картины мира традиционных цивилизаций Востока».

Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент МВШСЭН, координатор конкурса «Карамзинские стипендии», руководитель проекта «Космический проект в российских и американских медиа: динамика формирования общественного мнения».

Неклюдова Мария Сергеевна, Ph.D., заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС, руководитель проекта «Фигуры умолчания в историческом воображении XVII – XIX вв.»

Лидерман Юлия Геннадьевна, кандидат культурологии, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, руководитель проекта «Социокультурное моделирование новых сообществ в театре и в перформативных практиках XX – XXI вв.».

Структура работы приглашенного исследователя в проектах:

В период пребывания в ШАГИ приглашенный исследователь должен заниматься:

- исследовательской работой (70 % рабочего времени);
- редакционно-издательской и организационной работой (20 % рабочего времени);
- педагогической работой (10 % рабочего времени);
- принимать участие в научной жизни Школы (семинарах, конференциях и др.);
- регулярно информировать коллег по Школе о ходе своей работы.

Исследовательская, организационная, педагогическая и редакционно-издательская работа приглашенного исследователя планируются и выполняются в соответствии с утвержденной руководством РАНХиГС Программой работы приглашенных исследователей и Индивидуальным планом работы приглашенного исследователя, утвержденном руководством Школы и руководителем исследовательского проекта.

Формы отчетности:

1. По итогам работы приглашенный исследователь представляет в ШАГИ:

- не менее одной научной статьи, поданной для публикации в международном реферируемом научном журнале или российском журнале с высоким рейтингом;
- главу или статью для коллективной монографии по проекту;
- отчет о проделанной работе в соответствии с Программой работы приглашенных исследователей.

2. По итогам работы в ШАГИ исследователь предоставляет в Фонд Михаила Прохорова:

-отчет о проделанной работе в установленной Фондом форме;

-финансовый отчет, квитанции и чеки на все расходы, возмещаемые Фондом.

При несоблюдении этих условий Фонд оставляет за собой право отозвать грант.

Права на публикацию работ, выполненных в продолжение работы в ШАГИ, за исключением работ, предусмотренных формами отчетности (глава в коллективной монографии или иное), остаются за их авторами.

По окончании стажировки, в случае полного выполнения ее программы, приглашенные исследователи получают сертификат, подтверждающий успешное прохождение стажировки на базе Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.

Структура индивидуального гранта.

Грант Фонда Михаила Прохорова включает в себя:

1. Ежемесячную выплату в размере 60 000 рублей (без учета подоходного налога).

2. Компенсацию дорожных расходов (одна поездка в Москву от места проживания и обратно, эконом-класс).

3. Ежемесячный оргвзнос для оплаты координационной и др. поддержки со стороны ШАГИ и РАНХиГС в целом (17 300 руб.).

Перед началом работы приглашенный исследователь подписывает договор с Фондом Михаила Прохорова. Подробно все условия и требования, связанные с получением гранта, будут перечислены в договоре.

Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС предоставляет исследователям:

1. Место для работы в помещении ШАГИ, компьютер.

2. Доступ к информационным ресурсам РАНХиГС.

3. Постоянный аккаунт на сайте ШАГИ.

4. Документы, предоставляющие право работы в архивах и не общедоступных библиотеках.

5. Постоянную консультационную поддержку.

Проекты ШАГИ 2017 года:

1. Модели политической риторики в литературных и исторических памятниках античности и раннего средневековья. Рук. Гринцер Н.П.

2. Современный город в актуальных речевых жанрах, спонтанных практиках и локальных самоназваниях. Рук. Неклюдов С.Ю.

3. Структура репрезентации проблемных ситуаций различных типов. Рук. Спиридонов В.Ф.

4. Разработка словарно-энциклопедических структур для описания понятийной картины мира традиционных цивилизаций Востока. Рук. Старостин Г. С.

5. Фигуры умолчания в историческом воображении XVII – XIX вв. Рук. Неклюдова М.С.

6. Социокультурное моделирование новых сообществ в театре и в перформативных практиках XX – XXI вв. рук. Лидерман Ю. Г.

7. Космический проект в российских и американских медиа: динамика формирования общественного мнения. Рук. Лапина-Кратасюк Е.Г.

Аннотации проектов.

Требования к кандидатам на исследовательские позиции указаны в конкретных проектах.

Проект 1. Модели политической риторики в литературных и исторических памятниках античности и раннего средневековья.

В современном западном антиковедении и медиевистике политический дискурс историко-литературных текстов ¬ одно из приоритетных и бурно развивающихся направлений исследования. В отечественной науке эта область представлена явно недостаточно – в том числе из-за предубеждения по отношению к однобокой трактовке данной проблемы в советской традиции, где литературные тексты, философские воззрения и т.п. трактовались исключительно как отражение общественных отношений или политических взглядов отдельных авторов и социальных групп. В настоящем проекте предполагается принципиально иной подход, направленный на выявление устойчивых и повторяющихся моделей представления и обсуждения политической топики, которые, с одной стороны, становятся важнейшими организующими принципами построения и интерпретации самих литературных и исторических текстов, а с другой, влияют на реальные политические дискуссии и принятие политических решений.

Путем анализа и комментирования текстов различных жанров, относящихся к различным историческим периодам, предполагается показать, что в античности и раннем средневековье

- различные формы исторической и литературной словесности являлись одним из важнейших способов формирования и моделирования актуальной политики;

- литература воспринималась как обязательный элемент концепции сильного государства;

- основные риторические модели представления политической проблематики оставались едиными вплоть до перехода от античности к средневековью, что отразилось в преемственности основной топики, ключевых образов, системы аргументации и т.д.

На основе разбора конкретных памятников античной и средневековой словесности предполагается:

а) выявить примеры прямого и непрямого политического дискурса, показать особенности их соотношения (в частности, принципиальную неоднозначность прямых политических «рекомендаций»);

б) показать связь (также не всегда прямую и однозначную) официальной государственной идеологии и ее представления в литературных и исторических текстах, возможные варианты их взаимного влияния;

в) обнаружить механизмы соотнесения теоретических риторических установок и их практической реализации в литературных текстах;

г) подготовить полноценный историко-культурный и литературный комментарий к ряду античных текстов («Эдип-царь» Софокла, «Метаморфозы» Овидия)

Руководитель проекта: доктор филологических наук, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС, зав. кафедрой классической филологии РГГУ Николай Павлович Гринцер.

Требования к кандидатам:

Мы заинтересованы в молодых исследователях, имеющих необходимую подготовку в области антиковедения. Она должна включать:

- знание древнегреческого и/или латинского языка, достаточное для чтения, анализа и комментирования оригинальных текстов.

- умение работать с электронными базами данных по антиковедению и медиевистике;

- владение как минимум одним (английский), лучше несколькими основными европейскими языками, достаточное для интенсивной работы со специальной литературой;

Конкретный профиль образования и научно-исследовательской подготовки может быть как филологическим, так и историческим, историко-культурным, философским, но при этом кандидат должен обладать вкусом и склонностью к исследованиям, основанным на изучении конкретных памятников и текстов, рассматриваемых под различными углами зрениями, в совмещении исторической, социальной, языковой и литературоведческой перспектив. К сфере научных интересов соискателей может относиться литература, история идей и политическая история Древней Греции и Рима и раннего европейского средневековья; рецепция античной культуры в Западной Европе и России.

Приветствуются:

- опыт самостоятельной исследовательской работы в областях, связанных с темой проекта;

- способности к научно-организационной деятельности (помощь в подготовке и проведении семинаров и конференций в рамках проекта).

Проект 2. Современный город в актуальных речевых жанрах, спонтанных практиках и локальных самоназваниях

Проект посвящен «актуальному фольклору», бытующему не только в форме устной («естественной») коммуникации, но также в русскоязычном сегменте интернета. Речь идет о медиазависимых фольклорных текстах, комментирующих актуальные события, об индивидуальных высказываниях различных типов и уровней, возникающих в ситуации публичной политической акции, и о контексте их бытования. Рассматривается устная и письменная культура современного мегаполиса, выраженная в вернакулярных практиках и текстах, в которых находят отражение культурная и историческая память жителей крупного города, мифологемы, верования.

Разделы темы:

• Мониторинг актуального фольклора

• Современный мегаполис в устных рассказах и неинституализированных ритуалах

• Языковой аспект локального самосознания

«Мониторинг актуального фольклора» представляет собой программу, направленную на анализ современных фольклорных текстов, которые возникают как реакция на события (социальные, политические, экономические) и опосредованно отражают точку зрения участников коммуникации, вследствие чего рецепция события, выраженная в фольклорных текстах, может иметь реальные последствия, провоцирующие участников коммуникации на те или иные действия. Одной из важных характеристик актуального фольклора является его чрезвычайно высокая продуктивность как с точки зрения количества производимых текстов, так и с точки зрения скорости текстопорождения. Для понимания механизмов и моделей, лежащих в основе этой массы текстов, необходимо, с одной стороны, изучение их в контексте тех коммуникативных ситуаций, в которых они складываются и воспроизводятся, а с другой – требуется постоянный мониторинг процесса фольклорного текстопорождения.

Планируется проверить следующие гипотезы: (1) Динамика функционирования фольклорных текстов отражает изменение установок определенных общественных групп. (2) Динамика функционирования текстов коррелирует с интенсивностью развития событий и их освещением в СМИ. (3) Актуализация тех или иных лингвистических средств в фольклорных текстах зависит от периода реакции на событие. (4) Большая часть текстов легенд и преданий о «московских местах» создаются и актуализируются в 1990-е годы – после того, как объекты становятся предметом анализа ученых. (5) Тексты, связанные с конкретными объектами распространяются в рамках процессов локального брендирования с целью коммерциализации объекта и изменения имиджа места. (6) Некоторое количество текстов, созданных русскими писателями, распространяются в сети для увеличения туристической привлекательности места.

Актуальность проекта связана с возможностью практического использования его результатов при анализе общественных, национальных и демографических процессов. Неофициальная история мегаполиса строится посредством текстов коллективных, распространяющихся в социальных сетях и форумах, и текстов индивидуальных, семейных («персональные нарративы»). Выполнение проекта позволит составить реальную картину восприятия пространства мегаполиса и его истории в устной традиции, обычаях, практиках и нарративах, выявить состояние традиции, ее структуру, факторы, влияющие на рецепцию города и его районов жителями Москвы и приезжими.

Методология, применяемая для выполнения исследовательского проекта, является авторской разработкой междисциплинарного научного коллектива. Проект предполагает сочетание методов фольклористики, антропологии, социологии и лингвистики для установления взаимосвязей между фольклорными формами, социальной реальностью и языком. Методы «полевого обследования» традиции (опрос и глубинное интервью информантов, анкетирование в Интернете, на форумах, в социальных сетях), количественный анализ текстов СМИ, качественный анализ текстов СМИ, художественной литературы и Интернета; корпусный анализ.

Руководитель проекта: Неклюдов Сергей Юрьевич, доктор филологических наук, профессор.

Кроме общей фольклорно-антропологической грамотности, специфических требований к участникам конкурса нет.

Проект 3. Структура репрезентации проблемных ситуаций различных типов.

Феноменология решения творческих задач широко известна. Описаны этапы этого процесса (H. Poincaré, 1913; G. Wallas, 1926; R. Sternberg, 1986), факторы, влияющие на его успешность (P. Oléron, 1963; K. Kotovsky, J.R. Hayes, H.A. Simon, 1985), состав процессов решения (С.Л. Рубинштейн, 1958; А.В. Брушлинский, 1979; Ж.-Ф. Ришар, 1998), виды и функции различных интеллектуальных средств (Ж. Пиаже, 1969; И.И. Ильясов, 1992; В.В. Давыдов, 1972; В.Ф. Спиридонов, 2000), личностные и мотивационные переменные решения (О.К. Тихомиров, 1969; Х. Хекхаузен, 2001; A. Bandura, 1989). Однако структура репрезентации проблемной ситуации и ее варианты, возникающие в ходе решения разнотипных проблемных ситуаций, изучены недостаточно. Несмотря на многочисленные направления исследований (к числу наиболее известных относятся следующие: соотношение возрастных характеристик решателя с особенностями решения задач (Siegler R., Van Geert), изучение переходов в процессе решения от одного этапа к другому (Granott N., Fisher K.W.), анализ немыслительных механизмов, участвующих в нахождении решения (Anderson J.R., Koedinger K.R.), возможность управления решателем своими познавательными действиями через понимание своих возможностей (Flavell J.)), изучение представления решателю структуры задачи весьма редки.

Целью программы в целом является корпусное и экспериментальное исследование особенностей репрезентации проблемных ситуаций различных типов. Подобный подход предполагает вычленение и анализ плохо осознаваемых форм знания в ходе решения. Экспериментальная часть программы будет опираться на методы и подходы, сформулированные в работах В.Ф. Спиридонова (Спиридонов, 2006, 2013, 2014).

В рамках серии исследований предполагается:

а) Проанализировать ряд разномодальных составных частей (видов знаний), входящих в структуру репрезентации проблемной ситуации на разных стадиях решения (включая моторные, перцептивные и концептуальные составляющие);

б) Проанализировать формы репрезентации разнотипных проблемных ситуаций;

в) Разработать и апробировать методы эмпирического и эксперимен-тального анализа репрезентации проблемных ситуаций различных типов.

Как в процессе, так и по итогам выполнения проекта предполагается публикация статей в российских и зарубежных реферируемых научных изданиях и доклады на российских и международных конференциях.

Руководитель темы: Спиридонов В.Ф., доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС, 89165071790, vfspiridonov@yandex.ru

Требования к соискателям: знание английского, достаточное для чтения научных статей по теме.

Проект 4. Разработка словарно-энциклопедических структур для описания понятийной картины мира традиционных цивилизаций Востока.

На сегодняшний день не существует более наглядного способа конкретизации результатов изучения классического наследия мировых цивилизаций, чем представления их в «энциклопедическом» формате. Словарная форма подачи материала, при которой толкование ключевых (и не только) концептов той или иной культуры оказывается не хаотически разбросанным по отдельным научным исследованиям, комментариям и переводам, а сведенным воедино с учетом сравнительно-исторического аспекта возникновения и эволюции этих концептов, в определенном смысле представляет собой «венец» исследовательской работы филолога, историка и культуролога. Несмотря на это, сегодня ощущается острая нехватка изданий такого рода (как бумажных, так и электронных) в отечественной востоковедческой практике, хотя при надлежащем уровне разработки они могли бы пользоваться значительным успехом не только среди узких профессионалов, но и среди широкой публики (от студентов-аспирантов до представителей самых разных профессий и направлений, интересующихся «культурными матрицами» восточных цивилизаций).

В рамках исследования мы планируем решать следующие конкретные задачи, связанные общей фундаментальной целью:

(а) в области китайской филологии: исследование ряда классических памятников китайской классической и народной литературы, философии и лексикографии (включая первый крупный толковый словарь китайской иероглифики «Шовэнь цзецзы», I в. н. э.) с целью разработки анноти¬рованных электронных словарей (баз данных) по культурной, мифологической и базисно-лексической терминологии классического китайского языка;

(б) в области японской филологии: составление терминологического тезауруса, отражающего вклад классической словесности (под этим понимается сово¬купность текстов до середины XIX в.) в формирование современной культуры Японии, возникшей в результате модернизации (вестернизации) во второй половине XIX в. При составлении тезауруса в 2017 г. основной упор будет делаться на буддийскую словесность эпохи Камакура; памятник «Дзинкокуки» (XVI-XVII вв., посвященный обсуждению проблем свойств личности, характерных для тех или иных областей Японии); и, в качестве контрастивного материала, на ряд текстов XX в., отражающих идеологию «нихондзинрон» («японизм»), связанную с самоиденти¬фикацией японцев в современном пространстве;

(в) в области иранской филологии: составление словаря-тезауруса концептов иранского суфизма на базе росписи репрезентативных доктринальных и поэти¬ческих текстов классической эпохи.

Основные ожидаемые результаты исследования: (а) ввод в научный обиход и раскрытие исторической значимости классических текстов китайской, японской, иранской цивилизаций, ранее недоступных отечест¬вен¬ным читателям и специалистам; (б) апробация новых словарных структур для описания древних языков, учитывающих основные дости¬же¬ния современной лингвистической теории; (в) разработка методо-логии построения «культурного тезауруса» для отдельно взятой подобласти той или иной восточной культуры (принципы отбора материала, построения метаязыка опи-сания, детализации комментария и т. п.).

Руководитель темы: Старостин Георгий Сергеевич, доц., к.ф.н., директор Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания ШАГИ РАНХиГС.

Требования к кандидатам:

— хотя бы минимальный опыт работы с классическими письменными памятниками Китая, Японии или Ирана;

— знание на продвинутом уровне хотя бы одного классического языка (древне-китайский, классический японский / персидский);

— желательно (но не обязательно) наличие публикаций по классическому востоковедению;

— обязательно владение английским языком на уровне подготовки докладов на конференциях и статей для международных изданий.

Проект 5. Фигуры умолчания в историческом воображении XVII – XIX вв.

Идея фальсификации истории, в последнее десятилетие будоражащая общественное сознание, связана с определенным представлением об этой дисциплине, о ее достоинствах и недостатках, которыми в равной степени объясняется, почему ей можно или нельзя доверять. Аналогичные эпистемологические проблемы были характерны для XVI – XVII вв., когда европейское историческое сознание (и знание) переживало один из первых серьезных кризисов, во многом похожий на современный. Это позволяет исследовать принципы возникновения и функционирования подобных явлений за пределами актуального контекста, на примере исторических и околоисторических жанров XVII – XIX вв., преимущественно европейского происхождения. В рамках проекта предполагается изучение механизмов недоверия к истории, и порождаемых им популярных мифологем, в частности, риторической фигуры «молчания истории», и других способов передачи ощущения неполноты исторического знания, и так же способов компенсации этой воображаемой недостачи. Для этого ставятся следующие задачи:

анализ основных риторических приемов, воспринимаемых как фигуры умолчания, и сравнение из с реальными историческими пробелами (т.е. информационными лакунами);

анализ механики заполнения исторических «пустот» и особенностей конструирования объяснительных исторических сюжетов («нарративизация» и «фикционализация» истории);

рассмотрение функции «тайны», «скрытой информации» и проч. для восприятия исторического повествования.

изучение роли исторического воображения в конструировании романного повествования (функции исторического романа XVII – XIX вв.).

Руководитель проекта: Неклюдова Мария Сергеевна, Ph.D., заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС.

Требования к кандидатам:

- специализация по истории (истории культуры) раннего Нового времени, с углубленным знанием одной из европейских культур (включая русскую);

- свободное чтение научной литературы на английском языке; желательно знание латыни.

- наличие научных публикаций по теме исследования.

Проект 6. Социокультурное моделирование новых сообществ в театре и в перформативных практиках XX – XXI вв.».

На протяжении XX века социально ориентированные театральные практики имели нестабильный культурный статус, то считаясь «художественным авангардом», то оказываясь вытесненными в область «самодеятельности». Соответственно, их программные тексты могли реализовываться в виде художественных манифестов, или же методических пособий, инструкций и проч. Эта институциональная двойственность препятствовала комплексному рассмотрению социально ориентированных театральных практик, несмотря на их безусловную генетическую близость. В рамках проекта предлагается отказаться от сложившейся культурной «архивации» информации, и взглянуть на это явление с точки зрения культурной антропологии (театра) и социальной истории (искусств). В качестве объекта исследования выбраны экспериментальные театральные формы, балансирующие между «школой», «кружком» и «сектой» (скажем, как это было с первой студией МХТ или с театром Гротовского). В российской культурной ситуации выделяется несколько зон повышенной социально-театральной активности: 1910-1920, 1960-1970 гг., 1985-2000 гг. и современность. Что не исключает рассмотрения ряда образцовых казусов, связанных с другими культурными пространствами (Гротовский, Living Theatre, Rimini Protokoll, и проч.). Проэкт ставит перед собой следующие задачи:

• определение основных теоретических параметров, необходимых для конституирования нового предмета исследования;

• описание и анализ конкретных утопических моделей, задающих параметры существования театральных студий, и их преломления в художественной практике;

• анализ исторической эволюции студийных моделей на протяжении XX в. и соответствующего изменения социальных и культурных ожиданий.

• определение корреляции форматов социального и художественного конструирования, т.е. соотношения внесценической и сценической модели социума.

Руководитель проекта: Лидерман Юлия Геннадиевна, к.кульрологии, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ.

Требования к кандидатам:

- опыт участия в исследованиях перформативных практик и знакомство с современными теориями.

- свободное чтение научной литературы на английском языке.

- наличие публикаций по теме исследования.

Проект 7. Космический проект в российских и американских медиа: динамика формирования общественного мнения.

Тема космических достижений в последние годы снова возвращается в верхние строки политической повестки дня. В США от того, как будет с помощью медиа формироваться общественное мнение в отношении исследований космоса, напрямую зависят государственные бюджеты космических программ, масштабы привлечения частных инвестиций и коммерческие перспективы космического туризма. В России, в связи с особенностями формирования общественного мнения при помощи медиа, такой прямой зависимости нет, в то же время, современные космические достижения становятся важной частью формирования как внешнеполитического, так внутреннего, построенного на ностальгических нарративах, образа страны.

Изучение того, как освещалась космическая гонка 1950-1970 гг в США и России, позволяет выявить возникновение новых политических тем и риторических инструментов, помогающих преодолеть противоречие между важной для обеих сторон логикой противостояния двух систем и глобальным характером задач освоения космоса. Важным аспектом исследования является также проблема популяризации специализированного научного знания и визуализации недосягаемого для человеческого взгляда мира (визуализация ненаблюдаемых объектов).

Исследование посвящено как текстовым, так и визуальным репрезентациям темы освоения космоса на первых этапах космической гонки и на ее современном этапе. Источниками исследования будут не только публикации в СМИ, но и другие формы астрофотографии, а также научно-фантастическая, научно-популярная и детская литература. В исследовании предполагается применять компьютерные методы обработки источников. Научная литература, используемая в качестве теоретической основы исследования, распадается на четыре большие группы: литература, посвященная особенностям космической фотографии; статьи, в которых рассматриваются технологии компьютерного анализа культурных данных; литература, посвященная популяризации научных достижений и конструированию естественнонаучного дискурса в публичном пространстве; статьи и монографии, посвященные истории и культуре середины ХХ века, необходимые для реконструкции контекста исследования.

Основная цель исследования: изучить, как и под влиянием каких факторов (политические установки, медийные форматы и т.п) в 50-70 гг. прошлого века формировался один из ключевых публичных нарративов ХХ – XXI вв – нарратив о космических достижениях и развитии космической отрасли, каково его влияние на освещение достижений мировой науки в середине ХХ века и каким образом этот нарратив воспроизводится на современном этапе космической гонки.

Руководитель темы: Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, канд. культурологии, доцент, старший научный сотрудник лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, науч ный руководитель программ «Медиаменеджмент» и «Urban Studies” МВШСЭН.

Требования к кандидатам:

- знание английского языка, достаточное для написания научных статей.

Приветствуется:

- умение работать в архивах;

- опыт в проведении компьютерного анализа текстов и изображений.

Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:

karamzinefellowship@gmail.com

до 4 декабря 2016 года (включительно)