Неизвестная Сибирь

Описание проекта

Название Фестиваля возникло неслучайно. Благотворительный Фонд Михаила Прохорова, начиная с 2004 года, работает в Красноярском крае, который является самым крупным Сибирским регионом России.

Сибирь занимает особое место в культурной мифологии страны. Это не только ее становой экономический хребет, но и в неменьшей степени олицетворение самой России со всеми ее историческими парадоксами, современными противоречиями и будущим потенциалом. Сибирь ассоциируется в первую очередь с суровым климатом и тяжелой неволей. Но Сибирь также всегда была местом утопических, религиозных и мистических исканий, краем, куда в течение нескольких столетий люди бежали в поисках свободы и процветания. С одной стороны, это бескрайние пространства и первозданные леса, с другой –это мощный центр культуры, науки, образования и один из крупнейших очагов современного российского искусства.

Таким образом, «Неизвестная Сибирь» – это метафора современной России.

Цель фестиваля «Неизвестная Сибирь» - представить Франции многогранную ментальную карту России, дать метафорическое видение нового имиджа страны, разрушить сложившиеся стереотипы в представлении двух культур друг о друге.

Министерство культуры Российской Федерации включило фестиваль «Неизвестная Сибирь» в официальную программу культурных мероприятий Года России-Франции.

Программа Фестиваля

Контакты:
Ирина Палий +7(985) 9208946
Ульяна Коптева +7(985) 999 2363

Фестиваль "НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ" на французском языке

Unknown Siberia (English)

Музыка

«НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ»
Фестиваль современного российского искусства
Лион, Франция
15 – 21 ноября 2010г.


Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева представит в Лионе две премьеры.

Российский национальный оркестр и Хор Национальной Лионской оперы исполнят «Алеко» и «Монна Ванна» — одноактные оперы Сергея Рахманинова.
 

Оперы Сергея Рахманинова известны не так хорошо, как остальные произведения композитора, а их исполнение нечасто. За основу для своих опер Рахманинов брал классику мировой литературы: «Скупой Рыцарь» и «Цыганы» Пушкина, «Франческа Да Римини» Данте, «Монна Ванна» Метерлинка.

Опера «Алеко» была впервые поставлена 9 мая 1893 года в Большом театре. Рахманинов написал оперу за 17 дней в качестве своей дипломной работы в Московской консерватории. Члены аттестационной комиссии были настолько впечатлены, что вручили молодому композитору Большую Золотую медаль Консерватории, которая до этого была вручена всего лишь дважды.

Вдохновленная одноименной пьесой Мориса Метерлинка, опера «Монна Ванна» остается малоизвестной частью творчества Рахманинова. Он уже написал первый акт для фортепиано, прежде чем пойти к бельгийскому драматургу с просьбой предоставить ему право на сочинение оперы. Когда выяснилось, что права уже проданы французскому композитору Анри Феврие, произведение которого было поставлено в Парижской опере 17 января 1903 года, Сергей Рахманинов отказался от своего проекта. И только через много лет его невестка попросила дирижера Игоря Букетова сделать из фортепианной партии версию для оркестра, которая дебютировала в 1984 году в городе Саратога в исполнении Оркестра Филадельфии.

Российский национальный оркестр, первый независимый частный симфонический коллектив на постсоветском пространстве, создан в 1990 году знаменитым пианистом, дирижером и композитором Михаилом Плетневым. В 1990-х РНО был практически первым и единственным столичным оркестром, регулярно выезжавшим с гастролями в российскую провинцию. С 1991 года РНО также выступает в самых престижных залах по всему миру, регулярно приглашается на международные фестивали. Он был первым оркестром из стран бывшего СССР, выступившим в Ватикане и Израиле. В 1996 году оркестр участвовал в культурной программе на Олимпийских играх в Атланте. В 2009 году оркестр создал собственный ежегодный фестиваль в Москве.

В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, получившим самую престижную музыкальную награду — премию
Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями: М. Кабалье, Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррерасом, К. Нагано, М. Ростроповичем, Г. Кремером, Д. Хворостовским, Дж. Беллом и многими другими. РНО выпустил более шестидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды, в частности, лондонскую премию «Лучший оркестровый диск года», «Лучший инструментальный диск» японской Академии звукозаписи. 

Место: Национальная Лионская Опера (
Opéra national de Lyon)
Время: 15 ноября, 20.30
 


Российский национальный оркестр и Николай Луганский (фортепиано) исполнят:
• Александр Глазунов. Из средних веков, симфоническая сюита, соч. 79 – 1 / Прелюдия. Симфония №6, до минор, соч. 58.
• Сергей Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43.

Российский национальный оркестр принял эстафету отечественной симфонической школы, воплощением которой служит творчество Александра Глазунова и Сергея Рахманинова.

Николай Луганский родился в 1972 году в Москве. В 1995 году окончил Московскую консерваторию. В 1988 году он получает свою первую международную премию —на конкурсе им. И. С. Баха в Лейпциге. В этом же году состоялся его дебют за рубежом —на Международной конференции МИДЕМ во Франции. С тех пор выступления пианиста прошли в странах Европы, Америки, Азии, в Австралии, пользуясь невероятным успехом у музыкальной критики. Николай Луганский выступает в престижнейших залах мира (Theatre Du Chatelet, Concertgebouw, Wigmore Hall, Barbican Centre, Royal Festival Hall), сотрудничает с крупнейшими симфоническими оркестрами (Orchestre De Paris, Royal Concertgebouw, Philharmonia, HallйOrchestra, Dresdner Philharmonic, Tokyo Symphonic и т.д.), с ведущими дирижерами современности (Р. Шайи, К. Нагано, М. Яновски, П. Берглунд, Н. Ярви, сэр Ч. Маккеррас, Л. Слаткин, М. Плетнёв, Ю. Темирканов, Э. де Ваарт). Луганский —лауреат II Международного конкурса им. С. В. Рахманинова (Москва, 1990), обладатель Специальной премии Международной летней академии «Mozarteum» (Зальцбург, 1992), победитель Х Международного конкурса им. Чайковского (1994). Именно исполнению произведений Рахманинова он обязан своей репутацией одного из важнейших пианистов современности.

Место: Аудиториум, Концертный симфонический зал Лиона (Auditorium de Lyon)
Время: 16 ноября, 20.30


Ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова совместно с Национальным центром музыкального творчества GRAME исполнит произведения современных композиторов: Эдисона Денисова, Фараджа Караева, Владимира Тарнопольского, Юрия Каспарова, Игоря Кефалиди.

Ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова, созданный в 1993 г. композитором Владимиром Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым, сегодня является одним из главных русских ансамблей современной музыки.Представляя каждый год около тридцати музыкальных программ в Москве и за ее пределами, он является постоянным участником Московского фестиваля современной музыки, а также часто приглашается для выступлений в рамках многочисленных западных фестивалей на такие престижные сцены, как Берлинский филармонический оркестр, Парадизо (Амстердам), Берлинский драматический театр, Жаклин дю Пре Концерт Холл в Оксфорде, Центр Арнольда Шёнберга в Вене, Хеллерау в Дрездене.

Оркестр «Студии новой музыки» выступал в Австрии, Бельгии, Чехии, Англии, Эстонии, Франции, Португалии, Узбекистане и Соединенных Штатах. Наряду с этим он участвовал в мастер-классах, организованных университетами Гарварда, Бостона и Оксфорда. Оркестр создает свой репертуар, обращаясь к музыке XX века, проявляя особый интерес к произведениям русского авангарда 1920-х годов. Также оркестр исполняет произведения, написанные специально для него современными композиторами. Оркестр сыграл 150 произведений, написанных русскими и зарубежными композиторами. В его активе можно отметить первое исполнение Симфонии № 2 для Камерного оркестра Николая Рославеца, партитура которого, датированная 1934 годом, была обнаружена совсем недавно. Именно оркестр «Студии новой музыки» впервые в России сыграл Реквием Хойца. В рамках сотрудничества с выдающимися зарубежными ансамблями он также был первым, кто сыграл в России произведения Андриессена, Лахенмана, Лигети и других. Кроме всего прочего, ансамбль создал 60 программ, каждая из которых представляла собой портрет одного из основных современных композиторов. В 2002-2003 гг. при поддержке Музыкального фонда Эрнст-фон-Сименс (Ernstoniemens Musikstiftung) оркестр предложил цикл из 17 программ на тему «Россия–Германия: главы XX века». В 2005-2007 гг. он также выступал в российских провинциях с «Гармонией» («EinKlang»), антологией музыкального авангарда XX века, при поддержке Немецкого государственного культурного фонда (Die Kulturstiftung des Bundes) и Фонда Эрнст-фон-Сименс. 

Место: Высшая национальная консерватория музыки и танца Лиона (Conservatoire National Supйrieure de Musique et de Danse de Lyon)
Время: 18 ноября, 20.30 

RNO_1.jpg

RNO_2.jpg

RNO_fr_3.jpg

RNO_4.jpg

Театр

«НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ»
Фестиваль современного российского искусства
Лион, Франция
15 – 21 ноября 2010г.

«Рассказы Шукшина», режиссер Алвис Херманис
Спектакль Государственного театра наций, Москва

Этот премьерный спектакль во Франции —возможность открыть для широкой аудитории одного из самых талантливых режиссеров современного европейского театра Алвиса Херманиса, знаменитого писателя Василия Шукшина и блестящую актерскую труппу Театра Наций, объединенную вокруг двух главных актеров, звезд современного российского театра и кино, —Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова.


Всемирно известный режиссер, Алвис Херманис изучал театральное искусство в Латвийской национальной консерватории им. Я. Витола, однако в его биографии много профессий: он и писатель, и актер, и сценограф. В 1997 году он становится художественным руководителем Нового Рижского театра, где, в частности, работает над текстами Тома Стоппарда, Ясмины Реза и Николая Гоголя. Находясь одновременно под влиянием немецкой литературы и русского театра, он пишет едкие и провокационные пьесы, для которых характерна гиперреалистичная эстетика, обращающаяся к бурлеску или пантомиме. Алвис Херманис —Лауреат высшей театральной награды Европы «Новая театральная реальность», российской премии «Золотая маска», Кавалер Ордена Трёх звёзд.
Некоторые из его постановок: «Долгая жизнь», «Сон тишины», «На дне» Максима Горького, «Соня» Татьяны Толстой.
«Рассказы Шукшина» —режиссерский дебют Херманиса в России, получивший множество театральных премий.

Классик русского советского искусства, сибиряк, Василий Шукшин (1929-1974) успел побывать слесарем, матросом, учителем русского языка и директором сельской школы, прежде чем поступить во ВГИК и уже потом суметь быть режиссером, писателем, актером и сценаристом одновременно. Один из ярчайших представителей «деревенской прозы», писатель создал целую галерею образов простых деревенских людей, с непростыми характерами и всегда необычайными жизненными ситуациями. Оставаясь равнодушным к литературным дискуссиям советского времени, Шукшин был одним из редких писателей, который смог сберечь и свободу выражения, и собственную свободу.


Место: Театр Селестинс (Théâtre des Célestins), Театр Лиона (Théâtre de Lyon)
Время: 17, 18, 19 и 20 ноября, 20.00

Les rИcits de Choukchine_1.jpg

Les rИcits de Choukchine_5.jpg

Les rИcits de Choukchine_2.jpg

Les rИcits de Choukchine_3.jpg

Unknown Siberia (English)

Междисциплинарный уикенд

«НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ»
Фестиваль современного российского искусства
Лион, Франция
15 – 21 ноября 2010г.

From Siberia with Love 

Алексей Айги и Ансамбль 4’33” / музыка
Челябинский театр современного танца
Русский инженерный театр «AXE»
Театр «Тень»
Международный Канский Видео Фестиваль
Арт-группа «Синие носы»
Андрей Родионов и группа «Елочные игрушки»
Александр Петлюра / перформанс
Петр Айду / музыка  
Liquid Theatre

Программа, представленная в Творческом центре «Ле Сюбзистанс» (Les Subsistances), иллюстрирует центральную тему фестиваля «Неизвестая Сибирь»: cовременная русская культура в поисках новой идентичности

Место: Творческий центр «Ле Сюбзистанс» (Les Subsistances)
Время: 
19 ноября, 19:00-00:00
20 ноября, 17:00-00:00
21 ноября, 16:00-19:00

Алексей Айги и Ансамбль 4’33”

Alexei Aigui et l Ensemble 4 33 _2.jpgAlexei Aigui et l Ensemble 4 33 .jpgAlexei Aigui et l Ensemble 4 33 _3.jpgAlexei Aigui et l Ensemble 4 33 _4.jpg

 Русский инженерный театр «AXE»

AXE Russian Engineers Theatre_3.jpgAXE Russian Engineers Theatre_1.jpgAXE Russian Engineers Theatre_2.jpgAXE Russian Engineers Theatre_4.jpg

 Театр «Тень»

Shadow Moscow Theatre_2.jpg Shadow Moscow Theatre_fr4.jpgShadow Moscow Theatre_fr_3.jpgShadow Moscow Theatre_1.jpg

Андрей Родионов и группа «Елочные игрушки»

 Andrei Rodionov et les Yelochnye Igrushki_2.jpgAndrei Rodionov et les Yelochnye Igrushki_1.jpg

Челябинский театр современного танца
Cheliabinsk Dance Theatre_3.jpgCheliabinsk Dance Theatre_2.jpgCheliabinsk Dance Theatre_1.jpgCheliabinsk Dance Theatre_4.jpg

 Петр Айду

Pyotr Aidu_2.jpgPyotr Aidu_3.jpg Pyotr Aidu_6.jpgPyotr Aidu_5.jpgPyotr Aidu_4.jpg

Liquid Theatre
Liquid Theatre_fr_6.jpgLiquid Theatre_fr_5.jpg

фото Дмитрия Ильиных


Liquid Theatre_fr_4.jpgLiquid Theatre_fr_2.jpgLiquid Theatre_fr_1.jpgLiquid Theatre_fr_3.jpg

фото Юлии Тугановой

Фестиваль "НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ" на французском языке
Unknown Siberia (English)

Алексей Айги и Ансамбль 4'33''

Немое кино, живая музыка

Ансамбль под управлением Алексея Айги был создан в Москве в 1994 г. и получил свое название в честь минималистской пьесы Джона Кейджа, в которой не производится ни одного звука в течение 4 минут 33 секунд. Ансамбль исполняет музыку самого Алексея Айги, а также Джона Кейджа, Терри Райли, Стива Райха и других современных композиторов. Алексей Айги, композитор, скрипач, продюсер, окончил музыкальное училище им. Ипполитова‑Иванова. Его работы отличает минималистская эстетика. Кроме того, Алексей Айги и Ансамбль 4'33'' вживую озвучивают фильмы немого кино, от «Дома на Трубной» Бориса Барнета до «Метрополиса» Фрица Ланга. Созданные группой в 1990-е годы звуковые дорожки к немым фильмам ни в чем не противоречат замыслу режиссеров; перед музыкантами не стоит задача освежить «устаревшие фильмы», они просто подчеркивают их шарм, представляя в новом свете. Продублировав некоторые фильмы немого кино, Айги заработал репутацию выдающегося композитора, пишущего музыку, «способную рассказать», интонации которой странным образом вторят калейдоскопу кинематографа. Айги создал неповторимый, провокационный стиль, выходящий за рамки привычного. Отвергая поп-музыку, целью которой является коммерческий успех, он создает произведения, отличающиеся богатой и глубокой эстетикой. Его музыка, сложная по структуре, полная аллюзий, реминисценций и джазовых мотивов, наделяет фильмы 1920‑930‑х годов современной красотой и превращает их в кинометафоры.

Девушка с коробкой (1927)
Комедия, 60 мин.
Режиссер: Борис Барнет.
Сценарий: Валентин Туркин, Вадим Шершеневич.
Фотография: Борис Франциссон.
Декорации: Сергей Козловский.
В ролях: Анна Стен, Владимир Михалков, Владимир Фогель, Иван Коваль-Самборский, Серафима Бирман.
Музыка: Алексей Айги и ансамбль 4'33''.


Дом на Трубной (1928)
Комедия, 67 мин.
Режиссер: Борис Барнет.
Сценарий: Белла Зорич, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Виктор Шкловский, Николай Эрдман.
Фотография: Евгений Алексеев.
Декорации: Сергей Козловский.
В ролях: Вера Марецкая, Владимир Фогель, Елена Тяпкина, Сергей Комаров, Анель Судакевич, Ада Войцик, Владимир Баталов, Александр Громов, Владимир Уральский, Петр Бакшеев, Борис Барнет.

Челябинский театр современного танца

Созданный в 1992 г. под руководством хореографов Владимира и Ольги Пона, Челябинский театр посвятил себя современному танцу. Большая часть спектаклей является результатом творчества этих хореографов. Несколько раз театр был награжден премией «Золотая Маска» и неоднократно выступал на международных фестивалях.

На фестивале «Неизвестная Сибирь» Челябинский театр современного танца представит два спектакля.


Ожидание
Этот спектакль о главном элементе жизни в России —об ожидании. Будь это ожидание того, что коммунизм или капитализм улучшат жизнь или того, что зима уступит место весне, или простое ожидание поезда. Когда ожидание становится основным элементом жизни, речь идет уже не о потерянном времени, а об одной из составляющих существования людей, которые повторяют себе, что завтра будет лучше, чем вчера. «Ожидание» получило премию «Золотая Маска» в 2003 г. за лучшую современную хореографию.


Мужчина - это такой мужик, который нашел his own identity
Русский человек меняется вместе с обществом. Мы больше не товарищи, но еще не джентльмены. Мы отказываемся от русских ругательных слов в пользу иностранных. Что раньше называли «колхоз», сейчас называют «дела», и вместо «попойки» сейчас говорят «деловое совещание». В целом представлена попытка перехода от прошлого «мы» к современному «я»: будем пытаться опять и опять до тех пор, пока что-нибудь не получится.

Русский инженерный театр «AXE»

Русский инженерный театр АХЕ основан в 1989 г. актерами Максимом Исаевым и Павлом Семченко (в то время они ушли из «Да-Нет» —легендарной театральной компании Бориса Понизовского). Вдвоем актеры создали коллектив, который экспериментировал не только в области перформанса, но также в сфере кино и изящных искусств.

AXE отличается своими эксцентричными выступлениями, которые проходят в публичных местах: в городских парках, на лестничных площадках и т.д. АХЕ —это форма бессловесного театра, который считает текст объектом и приводит публику в состояние детской восприимчивости, далёкой и забытой, —вызов театральным условностям, с абсолютным минимумом оборудования и финансирования. Выступления АХЕ находятся в вечной трансформации и часто могут изменяться даже в антракте между двумя выступлениями.

Русский инженерный театр АХЕ, ставший культовым в независимой артистической среде Москвы и Санкт-Петербурга, награжден главной отечественной театральной премией «Золотая Маска».

Эта группа сотрудничала и с другими очень уважаемыми русскими артистами —Славой Полуниным и театром «Дерево», а также с Формальным театром Андрея Могучего (Санкт-Петербург), с театром Lantaaren (Нидерланды), Toihous (Австрия), Project Teatr (Германия) и другими.


Белая кабина

Может ли зритель своим присутствием влиять на происходящее на сцене? Может ли действие на театральных подмостках играть на самой воле зрителя и на его желании самореализации? Можно ли предположить  проецирование действия со сцены прямо в душу и сердце зрителя? Главное действующее лицо мультимедийной пьесы «Белая кабина», которая будет впервые показана в Лионе, сталкивается со всеми этими вопросами, а также со многими другими. Остальные персонажи своими действиями создают магические ситуации, где самые простые реакции спроецированы на метафорическое, совершенно абсурдное пространство. Как все спектакли театра АХЕ, «Белая кабина» —сюрреалистическая пьеса, которая изобилует черным юмором и большим количеством абсурдных «происшествий» с различными объектами искусства —будь то русские иконы или немые фильмы. Из всего этого выходит театр сна и хаоса —театр, показывающий фантастические образы и сценические пространства в их вечной изменчивости.


Плаг и Плей

Во время этого постиндустриального кабаре два исследователя, постоянно меняясь местами, кроме создания огромного живописного полотна, проводят околонаучные эксперименты. Под тотальные сеты диджея они проверяют себя на огнестойкость и ударопрочность, они балуются со спичками и шутят с электричеством, они поют и танцуют. Зрителю, если повезет, удастся не только потанцевать, но и получить засахаренную лампочку на память или гнилой помидор, чтоб тут же запустить им на сцену.

Театр «Тень»

Театр «Тень», или Московский театр теней, —один из первых независимых театров в России. Он был основан Майей Краснопольской и Ильей Эпельбаумом, соединившими старинное мастерство театра марионеток и актуальный взгляд на современный спектакль.


Лиликанский музей театральных идей

Первой постановкой Театра теней стал захватывающий спектакль «Гастроли Лиликанского большого королевского академического народного театра драмы, оперы и балета в России». Представление, действующими лицами которого стали лилипуты (лиликане) —это великолепное сценическое воплощение театра в миниатюре. Декорации к спектаклю, благодаря мастерски выполненным деталям, являются истинным шедевром. Но после нескольких лет гастролей труппы по всему миру их решили обновить. Сейчас созданы новые декорации и возникла вторая версия спектакля, которая, вместо погружения зрителей в мир лилипутов, предлагает им (не более пяти зрителям одновременно) посмотреть представление, заглядывая в окна маленького театра. Основатели труппы предложили другим артистам со всего мира написать для них пьесы длиной в пять минут, выражающие их видение театра и невозможные для постановки на «настоящей» сцене. Это позволило собрать коллекцию «театральных идей», которые за несколько минут демонстрируются в этом крошечном театре. И, хотя танцоры, певцы, актеры здесь марионетки, сами идеи не теряют своего размаха! Европейская премьера новой версии состоится в Лионе.


Метаморфозы

При помощи различных техник театра теней на экране представлена серия разноплановых образов. Живопись, сопровождаемая музыкой и различными шумовыми эффектами, производит то смешное, то странное впечатление. Это представление стирает границы традиционного театра теней, используя при этом его практическую сторону. История и содержание спектакля появляются из набросков, возникающих на квадратном куске стекла и проецируемых на экран один за другим в сопровождении музыки. Такой стиль представления приглашает публику насладиться импровизацией художника, возникающей в момент спектакля.

Международный Канский Видео Фестиваль

Проходит в холодной Сибири, а не на Лазурном побережье Франции. Тайга, суровый климат, 4500 километров от Москвы, 300 километров до Красноярска по кандальному тракту, Транссибирская магистраль, пельмени, сибиряки, кедровые орешки, автобусы, как из советского детства, прекрасные смелые люди и прочая экзотика и волшебство. Это не кинофестиваль, а тотальный эксперимент во времени и пространстве. Место проведения —небольшой городок Канск —был найден в Интернете и выбран случайно: по созвучию с названием французского фестиваля. Шутка породила легенду, что в России будет свой Канский фестиваль. Легенда стала реальностью в 2002 году. Фестиваль ежегодный, интернациональный, с большой программой, с суровым международным жюри и запасом новых идей на 150 лет вперед. В нем участвуют молодые, бескопромиссные режиссеры и художники. С 2008 года фестиваль объединяет в своей программе кинопоказы с другими манифестациями в области современного искусства: выставки, перформансы, актуальная музыка, паблик-арт и пр., а со следующего года —в рамках фестиваля будет работать «Арт-кампус» для молодежи.

В рамках «Междисциплинарного уикенда» Международный Канский Видео Фестиваль представит подборку российских фильмов «Русское Свежее» из конкурсной программы.

Труба
реж. Дмитрий Аверин, 13 мин, Россия, 2009
Одинокий смотритель живёт вдалеке от цивилизации, приглядывая за огромной трубой, проходящей через поле. Точно по звонку будильника он обязан простукивать трубопровод специальным молотком, а потом вносить данные в журнал. Комнатные цветы в горшках —его единственные «собеседники». В попытке скрасить одиночество Смотритель выдумывает себе Двойника. Но не всегда так просто поладить с самим собой...

9 незаконченных историй
реж. Дмитрий Юшков, 8 мин, Россия, 2009
Попытка иронии над собственным эгоизмом в бесконечной и неудержимой борьбе за собственное счастье.

Говорит и показывает Гугл
реж. Алексей Акимов, 2 мин, Россия, 2010
Так говорит Гугл, так он переводит наши стихи на английский язык... так он их читает. Такие картинки показывает.

Учебное пособие по видео-арту
нет зарегистрированного автора, 3 мин, Россия, 2010
Видео-арт? Это может любой ребёнок.

Поле, клоуны, яблоко...
реж. Шота Гамисония, 10 мин, Россия, 2007
Это история про маленького Георгия, который любил море и мечтал стать моряком. Автор размышляет о местах, где мечталось, и пути, который мальчику пришлось пройти.

Tomato Story
реж. Ольга и Татьяна Полиектовы, 3 мин 47 сек, Россия, 2010
Фильм о двух женщинах-пенсионерках, поссорившихся из-за помидоров, выращенных на общем балконе.

Арт-группа «Синие носы»

Siberia Ball

Арт-группа «Синие носы», состоящая из двух художников - Вячеслава Мизина и Александра Шабурова (оба уроженцы восточной части России - Екатеринбурга и Новосибирска), - без сомнения, одно из самых ярких явлений на отечественной художественной сцене. Их перформансы и сделанные «на коленке» видео —это заново изобретенное популистское искусство в лучших традициях русской буффонады. Инсталляция, которую художники привезут на фестиваль, представляет собой огромные портреты знаковых персонажей из истории Сибири —от Распутина до Чингисхана. Их лбы украсят баскетбольные корзины, а зрителям будет предложено забивать в них мячи.

Андрей Родионов и группа «Елочные игрушки»

Российский электронный дуэт «Ёлочные игрушки», основанный Андреем Зайцевым и Ильей Барамия, прочно утвердился не только на отечественной музыкальной сцене, периодически пополняя ее новыми экспериментальными проектами, но также утвердил практически иностранный жанр, который вопреки ожиданиям вызвал успех на Западе. Их самая последняя коллаборация —с поэтом Андреем Родионовым —впервые будет представлена на европейской сцене.

Поэзия Родионова, пропитанная желчной иронией, при помощи тонких деталей запечатлевает жизнь в пригороде современного мегаполиса, где полукриминальная молодежь живет бок о бок с алкоголиками и проститутками. В его текстах стих освобождается от норм традиционной поэтики, а лексика приходит из словаря его маргинальных персонажей.

AndreiRodionov-et-les-YelochnyeIgrushki_2.jpg

AndreiRodionov-et-les-YelochnyeIgrushki_3.jpg

Александр Петлюра

Снегурочки не умирают (Акт II)

Александр Петлюра представит один из своих последних перформансов —«Снегурочки не умирают (Акт II)». Этот московский художник в истории альтернативного искусства России запомнится прежде всего как гениальный коллекционер выброшенных на свалку вещей. В его феноменальной коллекции, которую он собирал около тридцати лет, сегодня находится около 20 000 предметов: костюмы, обувь, шляпы, аксессуары, инструменты, посуда. Все они побывали на мусорных свалках, чердаках и в подвалах заброшенных домов. Эти предметы и формируют структуру его выступлений. «Я коллекционер, —объясняет Петлюра, —я собираю вещи, которые были созданы сюжетами, не для себя. После того, как вещи выбрасывают, они проходят еще три этапа. Первый —это научное исследование, второй —выставка, третий этап —театральный».

AlexanderPetlyura_2.jpg

Петр Айду

РеКонструкция Будущего
монтаж звуковых утопий 1920-1930-х годов в СССР

В концерте/перформансе «РеКонструкция будущего» воссоздаются музыкальные эксперименты, относящиеся к эпохе утопического авангарда, времени фантастического взлета творческих идей и неосуществленных великих фантазий. Взяв за основу редкие явления, партитуры, тексты, архивы 1920–0-х годов, участники проекта переносят из прошлого в современное сценическое пространство особый дух того времени: экстатическое предчувствие новой жизни, невероятную творческую силу и дерзание.

Программа состоит из нескольких контрастных номеров, включающих в себя реконструкцию аутентичного шумового оркестра середины 1920-х годов; оркестр металлургов, призванный сделать труд рабочего-металлиста по-марксистски неотчужденным от средств и результатов производства; музыкально-спортивные игры, направленные в 1930-х на синтез физической культуры трудящихся с пропагандой классического музыкального наследия; увертюру к «Волшебной флейте» Моцарта в редакции для кино, радио, школ и эстрады 1933 г. со специальным киномонтажом. Таким образом, столкновение различных музыкальных явлений раннесоветской эпохи —от наивного кича до конструктивистского авангарда —позволяет обнаружить неожиданные точки пересечения.

Liquid Theatre

Театральная компания, объединившая драматических, цирковых актеров, танцовщиков и музыкантов. Междисциплинарные спектакли театра, живущего на три города, Москву, Челябинск и Санкт-Петербург, возникают, как правило, в непривычных пространствах —на улицах, фабриках, в музеях... И, приспосабливаясь к обстоятельствам, перебираются иногда на сцену. В рамках фестиваля «Неизвестная Сибирь» Liquid Theatre представляет супрематический перфоманс, навеянный живописными работами Казимира Малевича.

В 2010 году Liquid Theatre —соискатель (short-list) премии Сергея Курехина в области современного искусства, в 2009 —лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в конкурсе «Эксперимент», в 2008 —обладатель премии «Акция» по поддержке театральных инициатив.


От Земли

Вечные крестьяне в белых масках, желтых прямоугольных рубахах и красных трапециевидных юбках спускаются на ЗЕМЛЮ. Днем с косами выходят в город, вилами ворошат найденное сено. Из их ведер идет дым —на ЗЕМЛЕ не осталось колодцев с питьевой водой. И деревни, в которой они когда-то жили, тоже больше нет. Ночью крестьяне становятся неспешнее. Работа сменяется ритуалами, отрывающими людей ОТ ЗЕМЛИ. Liquid Theatre перетек в форму супрематизма, в простейшие геометрические первоформы. Не замечая кипучего и суетного мира, актеры существуют в небытии, в беспредметной разноцветной палитре. Орудия их труда гипертрофированы. Но то, что неприменимо в реальности, оказывается необходимым в параллельной жизни. Супрематическими крестьянами актеры Liquid Theatre путешествуют по миру: в Калужской губернии полощут белье с берегов реки Угры, заросших белым хмелем, разбрасывают землю на черный горячий асфальт Нью-Йорка, со свечами на коромыслах исследуют закоулки PRОЕКТа_FАБRИКА в Москве… Премьера спектакля состоялась на фестивале ландшафтных объектов «Архстояние» (деревня Никола‑Ленивец).

LiquidTheater_1.jpg 
Фото: Дмитрий Ильиных

LiquidTheater_2.jpg 
Фото: Юлия Туганова

Изобразительные искусства

«НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ»
Фестиваль современного российского искусства
Лион, Франция
15 – 21 ноября 2010г.

«Кем быть?»

Коллектив российских архитекторов и художников «Студия ДЭЗ №5» под руководством Михаила Лабазова с 1986 года занимается художественными проектами для детей. В частности, они работают с ребятами, живущими в детских домах Сибири, в чем им оказывает поддержку Фонд Михаила Прохорова. Каждый год художники выбирают новую тему для работы с детьми от 9 до 13 лет. Сначала эта тема обсуждается и анализируется взрослыми и детьми, которые описывают то, что они хотели бы создать. Затем начинается практическая работа: рисуются эскизы, создаются макеты. Для работы используются различные материалы: стальные каркасы, папье-маше, ткань, скотч, фанера, фольга, дерево, краска.

Для фестиваля «Неизвестная Сибирь» Фонд Михаила Прохорова предложил «Студии ДЭЗ № 5» организовать франко-российский проект: дети, живущие в детском доме Норильска, на севере Сибири, с апреля по ноябрь работают над темой «Кем быть?» вместе с детьми и художниками из Лиона. Результатом этой деятельности должны стать более 30 художественных произведений, нарисованных и смоделированных каждой группой. В начале ноября они будут воплощены в жизнь в ходе проходящего в Лионе мастер-класса, на котором встретятся российские и французские участники.

Пятнадцать российских детей в возрасте от 9 до 13 лет, живущие в детском доме Норильска, с апреля работают с российскими художниками, посетившими их в Сибири в начале проекта. Параллельно группа их ровесников из Института терапии, педагогики и воспитания Ля Павьер (Морнан) работает с Мерием Джани и Бруно Тери —французскими художниками, активно участвующими в подобных проектах. Юные россияне проведут в Ля Павьер несколько дней в ноябре, чтобы вместе с французами завершить подготовку к выставке. Российские художники посетили своих французских коллег в апреле и июне, а оба французских художника приехали в Москву в сентябре, чтобы провести мастер-класс для российских детей.

Художники
Россия: Студия ДЭЗ №5 (Москва) и дети из Норильского детского дома
Лион: Брюно Тери, Мерием Джанит и дети из лионской областной школы-интерната ITEP de La Pavière

Место: Зал городской ратуши Отель-де-Виль (Atrium de l’Hôtel de ville)
Время: 15-21 ноября, 12.00-19.00

Фестиваль "НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ" на французском языке

Unknown Siberia (English)

Архитектура

«НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ»
Фестиваль современного российского искусства
Лион, Франция
15 – 21 ноября 2010г.

Николай Лёвочкин - машинист и архитектор рая. 

Совместно с Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева.
Руководитель проекта – Сергей Ситар (Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Москва). 

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет уникальную коллекцию архитектурных объектов работника Московского Метрополитена  Николая Левочкина (1933 – 2004) – «архитектора и машиниста будущего», непрофессионального художника, в работах которого отразилось его личное переживание времени и пространства, семьи и страны.

По словам родственников, передавших коллекцию в Музей после смерти Лёвочкина, создание макетов и памятных альбомов долгое время было единственным смыслом, единственным занятием, связывающим его с миром. Произведения Лёвочкина, безусловно, предметы памяти, но так же и произведения архитектурного искусства. Удивительные соборы, храмы и дворцы он складывал из самых разных предметов, наполняющих человеческую жизнь, —ящиков письменных столов, настольной лампы, глобуса, остова телевизора, рождественских колокольчиков, картинок из журнала «Огонек» и многого-многого другого.  

В макетах Левочкина сочетаются традиционные для русской архитектуры формы и знакомые повседневные предметы, выступающие в роли материала, что вызывает двойной эффект узнавания, а объекты благодаря этому воспринимаются одновременно как архитектурные макеты и как составные реди-мэйды. 

Эти сложные структуры, похожие на проекты архитектурных памятников для Москвы, тщательно продуманы, украшены различной духовной и светской символикой, нравоучительными высказываниями, а также репродукциями православных икон и картин европейских художников. Они являют собой нечто большее, чем просто любительские работы в области «архитектурной скульптуры». Каждая работа имеет название, начертанное на табличке, похожей на те, что указывают названия станций в московском метро: «Московский собор», «Собор Святой Руси», «Дворец 12 месяцев», «Дворец Природы», «Памятник Великому Бегству», «Замок», «Фантазия».

Самобытные объекты Левочкина занимают отдельное место в  коллекции Государственного Музея Архитектуры им.А.В. Щусева, еще раз напоминая о том, что возможности синтеза изобразительных искусств и архитектуры безграничны и непредсказуемы.

Место: Архипелаг-центр городской культуры (Archipel Centre de Culture Urbaine)
Время: 15 ноября – 16 января, 13:00-19:00

 Lyovotchkin_Cathedrale-de-Moscou1984.jpg

 

Фестиваль "НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ" на французском языке

Unknown Siberia (English)

Видеоарт

«НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ»
Фестиваль современного российского искусства
Лион, Франция
15 – 21 ноября 2010г.

Серия специально отобранных фильмов Международного Канского Видео Фестиваля


Международный Канский Видео Фестиваль проходит в холодной Сибири, а не на Лазурном побережье Франции. Тайга, суровый климат, 4500 километров от Москвы, 300 километров до Красноярска по кандальному тракту, Транссибирская магистраль, пельмени, сибиряки, кедровые орешки, автобусы, как из советского детства, прекрасные смелые люди и прочая экзотика и волшебство. Это не кинофестиваль, а тотальный эксперимент во времени и пространстве. Место проведения —небольшой городок Канск —был найден в Интернете и выбран случайно: по созвучию с названием французского фестиваля. Шутка породила легенду, что в России будет свой Канский фестиваль. Легенда стала реальностью в 2002 году. Фестиваль ежегодный, интернациональный, с большой программой, с суровым международным жюри и запасом новых идей на 150 лет вперед. В нем участвуют молодые, бескопромиссные режиссеры и художники.С 2008 года фестиваль объединяет в своей программе кинопоказы с другими манифестациями в области современного искусства: выставки, перформансы, актуальная музыка, паблик-арт и пр., а со следующего года —в рамках фестиваля будет работать «Арт-кампус» для молодежи.


Выставка
Сибирь. Август

Авторский проект московского фотографа Александра Подосинова: панорамные фотографии, созданные в Сибири во время Международного Канского Видео Фестиваля 2009 года, которые представляют город Канск и его обитателей. Зритель встретится с сибиряками лицом к лицу и в полный рост. Работы бережно и тонко демонстрируют размеренный быт небольшого города, разреженность пространств и время, почти застывшее в безмятежности августа.


Стереофильм
Иностранцы в Сибири

Художники и режиссеры Евгений Калачёв и Алексей Пёпл (Кузнецов) уже несколько лет снимают арт-новеллы в Сибири. Два последних сюжета посвящены приключениям иностранных режиссеров, которые приехали на Канский фестиваль в Сибирь и совершенно потерялись в бескрайних просторах российской провинции. Герои фильма –мексиканец Федерико Шмуклер, адепт древней индейской культуры, и тайландец Танатчаи Бандасак, представитель не менее древней культуры юго-восточных кхмеров.

 

Место: Галерея Терро (Galerie des Terreaux)
Время: 15-21 ноября, 12.00-19.00

 

Фестиваль "НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ" на французском языке

Unknown Siberia (English)


Международная конференция

сорбонна.jpg  лир.jpg

«НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ»
Фестиваль современного российского искусства
Лион, Франция
15 – 21 ноября 2010г.

«Открытие Сибири французскими писателями и путешественниками XVIII-XIX веков»

Круглый стол с участием российских и французских писателей и литераторов.

Организаторы: Сарга Мусса (Научный центр «Литература, идеологии, образы, XVIII–ХІХ вв.», СНРС –Университет Лион 2) и Александр Строев (Центр компаративистских исследований, Университет Новая Сорбонна Париж 3).

С западной точки зрения Сибирь воплощает Россию в ее экстремальных формах. В XVII–ХХ вв. она предстает в первую очередь как юдоль страданий, как царство cмерти. Многие французы, отправленные в Сибирь, оставили воспоминания (Тесби де Белькур); участи французских и русских ссыльных посвящены романы и драмы Жана Франсуа де Лагарпа, Бернардена де Сен–Пьера, Дюлоранса, маркиза де Сада, г–жи Коттен, Александра Дюма, Жюль Верна и пр. Философы‑фальшивомонетчики и либертены, политики и авантюристы, военные и писатели пересекают северные широты против своей воли.

Напротив, французские и франкоязычные миссионеры и дипломаты, астрономы и географы охотно исследуют страну (Делиль де Круаер, Шап д'Отрош, Лессепс, Потоцкий и др.). Ставка велика, ибо через Сибирь пролегают торговые пути из Европы в Китай. В далеком северном крае видят землю обетованную, колыбель цивилизации (астроном Байи). Многие века путешественники надеются найти следы блаженной страны гиперборейцев, северную Антлантиду, затерянное христианское царство (Тендук), обозначенную на многих картах. Мифические существа и звери, которых античные авторы помещали в Скифию, возникают в рассказах о Сибири. Нередко ученые сочинения вступают в диалог с фольклорными преданиями; тиражируются легенды о «боранце», барашке–растении, о мамонте, которого описывают как змею, рыбу, бегемота, как подземного зверя, который умирает, выбравшись на поверхность и глотнув воздуха. Сенсационные открытия вызывают большой интерес у французских философов, в том числе у Вольтера и Дидро, попадают на страницы газет и журналов, словарей и энциклопедий, философских трактатов и географических трудов.

Сибирские экспедиции, организованные Российской Академией Наук в XVIIІв., в которых принимают участие французские ученые, изучают языки, быт и нравы коренных народов, обряды, религию, семейные отношения, охоту и т.д. Благодаря этим исследованиям, мифы о добром дикаре, исповедующем философию природы, и о злом варваре-людоеде, картины золотого века или ада сменяются представлениями об ином, северном образе жизни, со своими особыми законами. Возникает интерес к альтернативной идентичности, не сводимой к западным стереотипам.

Междисциплинарная конференция призвана объединить литературоведов, историков, этнолингвистов, чтобы совместно исследовать следующие темы:

• Французы в Сибири, литературные персонажи и подлинные люди: военнопленные, в том числе солдаты наполеоновской армии, учителя и гувернеры в знатных семьях, офицеры, администраторы, в том числе Томас де Вильнев, комендант Томска. Некоторые остались и обрусели, принеся в Сибирь свои знания, умения и нормы европейского поведения. Как писала в 1773 г. Екатерина ІІ Вольтеру о военнопленных французах, за которых хлопотал д'Аламбер: «Мне хочется ответить, что они нужны мне, дабы распространить в провинциях наших хорошие манеры».

• Путешествия в Сибирь: эволюция и диалог текстов и изображений (рисунки, гравюры, картины). Обширные сведения, содержащиеся в антологиях М.П. Алексеева и Э.П. Зиннера «Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых» (ХІІІ–VIII вв.), могут расширены и дополнены за счет новых найденных источников, текстов конца XVIII и ХІХ вв.

• Сибирь во французских географических сочинениях (в т.ч. космографиях), словарях и Энциклопедии Дидро.

• Сибирь во французской литературе.

• Сибирь во французской прессе XVIII–ХІХ вв., от Le Pour et Contre аббата Прево до Revue de Deux Mondes.

• Диалог: сопоставительный анализ художественных произведений и путешествий европейцев и русских в Сибирь и в северные края (Лапландия, Америка). Полемика, начатая «Противоядием» и «Сибирским шаманом» Екатерины ІІ продолжается в ХІХ в. Путешествие по Сибири Робинзона и Пятницы предшествует приключениям Мишеля Строгова и Рокамболя.

Основная часть докладов будет посвящена исследованию произведений XVIII и ХІХ вв., но экскурсы в предшествующие и последующие века не исключаются.

Место: Институт прав человека (INSTITUT DES SCIENCES DE L'HOMME)
Время: 18-20 ноября

Фестиваль "НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ" на французском языке

Unknown Siberia (English)

Программа Фестиваля

15 ноября           

Музыка
Российский национальный оркестр и Хор Национальной оперы Лиона
Национальная опера Лиона (Opéra national de Lyon)

15 - 21 ноября

Выставка
«Кем быть?»
Атриум городской ратуши Отель-де-Вилль (Atrium de l’Hôtel de ville)

15 - 21 ноября                 

Видео
Международный Канский Видео Фестиваль
Галерея Терро (Galerie des Terreaux)

15 ноября - 16 января 

Выставка
Архитектурные макеты Николая Левочкина
Архипелаг-центр городской культуры (Archipel Centre de Culture Urbaine)

16 ноября

Музыка
Российский национальный оркестр и Николай Луганский (фортепиано)
Зал «Аудиториум» Лиона (Auditorium de Lyon)

17 - 20 ноября

Театр
«Рассказы Шукшина» / режиссер Алвис Херманис, спектакль Государственного Театра Наций
Театр Селестинс (Thйâtre des Cйlestins),
Театр Лиона (Thйвtre de Lyon)

18 ноября

Музыка
Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
Дирижер – Игорь Дронов
Высшая национальная консерватория музыки и танца (Conservatoire National Supйrieur de Musique et de Danse)

18 - 20 ноября

Международная конференция
«Открытие Сибири французскими писателями и путешественниками XVIII- XIX вв.»
Институт прав человека ( Institut des Sciences de l'Homme)

19 - 21 ноября

Междисциплинарный уик-енд 
From Siberia with Love 
Национальная школа изящных искусств Лиона (École nationale des beaux-arts de Lyon)

Фестиваль "НЕИЗВЕСТНАЯ СИБИРЬ" на французском языке

Unknown Siberia (English)

ФОТООТЧЕТ

сибирь.jpg

«Неизвестная Сибирь», фестиваль современного российского искусства
Лион, Франция
15 – 21 ноября 2010

Открытие выставки «Кем быть?»

DSC_9050.jpg

Перформанс Liquid Theatre «От Земли» на открытии фестиваля

DSC_9156.jpg

Выступление Российского национального оркестра

DSC_9701.JPG

Выступление РНО и пианиста Николая Луганского

DSC_9960.JPG

Государственный Театр Наций с «Рассказами Шукшина»

DSC_0276.JPG

Выставка «Николай Лёвочкин - машинист и архитектор рая» и посвященный ей круглый стол

DSC_0818.JPG

Выступление ансамбля солистов «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова

DSC_0972.JPG

Международная конференция «Открытие Сибири во французской литературе и путевых заметках XVIII–ХІХ вв.»

на сайт 1.jpg

Междисциплинарный уикенд

DSC_3650.JPG