Красноярская ярмарка книжной культуры

Музейная ночь

3 ноября. 20.00

Красноярский музейный центр
КРЯКК в гостях у Стрелки
Музейная ночь "Симулякр"
Кураторы программы "КРЯКК в гостях у Стрелки" – Юлия Ширина, Полина Васильева

Бродович: от Дягилева до Harper’s Bazaar

Куратор: Ирина Меглинская

Выставка, организованная совместно журналом Harper’s Bazaar (Москва) и Центром современной культуры «Гараж», приурочена к юбилею Harper`s Bazaar, посвящена выдающемуся арт-директору, мастеру, совершившему революцию в графическом дизайне в области фэшн – Алексею Бродовичу (1898–1971, Нью-Йорк).

Выходец из России, сторонник царизма, бежавший после поражения Белой армии в Париж, Бродович – пионер модернистского дизайна в Америке. Он начинал декоратором в «Русских балетах» Сергея Дягилева, и его фотоснимки, сделанные из–за кулис во время балетных репетиций, сегодня считаются выдающимися образцами фотоискусства. Вдохновленный многоплановыми дягилевскими спектаклями, для оформления которых неизменно привлекались лучшие художники, Бродович начал заниматься рекламным дизайном, в создаваемых им изображениях объединяя различные виды искусства.

Став арт–директором журнала Harper’s Bazaar (Нью-Йорк) в 1934 году, Бродович представил Америке совершенно новый, европейский минималистский дизайн, сформировавшийся в 1920–е годы под влиянием авангардных течений в искусстве. Бродович буквально провоцировал появление новых творческих идей. За почти четверть века своего арт–директорства (1934–1958) он сумел привлечь к работе в журнале таких художников как Сальвадор Дали и Хоан Миро, писателя и режиссера Жана Кокто, знаменитого мастера рекламных плакатов и дизайнера шрифтов Адольфа Кассандра, фотографа Ман Рея. Он создал сеть дизайнерских лабораторий (Design Laboratories) — настоящую школу, через которую прошли самые известные мастера дизайна и фотографы – среди них Ирвин Пенн и Ричард Аведон.

Именно Бродович явился одним из создателей современного журнального дизайна – того, что сегодня принято именовать Life Stile (журнал о стиле жизни), – и способствовал развитию экспрессивной, остро характерной модной фотографии, образцы которой стали высокой классикой.

На выставке будут представлены балетные фотографии Бродовича, обложки и страницы винтажных журналов.

Выставка любезно предоставлена журналом Harper’s Bazaar.


ИГОРЬ СТАРКОВ, ДАРЬЯ АНДРЕЕВА

Вдоль Беломорско-Балтийского канала

Куратор: Ольга Вад

Фотографии, которые будут показаны на выставке, были сделаны Игорем Старковым во время двухнедельного путешествия вдоль Беломорско-Балтийского канала весной 2012 года. Проект, также включающий в себя короткометражный фильм, снятый во время этой поездки Дарьей Андреевой, рассказывает историю Беломорканала, одного из самых трагических маршрутов нашего времени, но одновременно и одного из самых мало исследованных, – историю от каменного века до наших дней: от петроглифов в Беломорске – до современных граффити на стенах заброшенных церквей, безвременные пейзажи русского севера – и люди, для которых эти места родные.

Проект реализован при поддержке Фонда Михаила Прохорова.


Выставочная программа в Красноярском музейном центре.


КНИГООБРАЗИЕ:

Изобретение книгопечатания сделало книгу важнейшим проводником информации, с распространением более мобильных печатных медиа эта функция отпала, однако книги оставались носителем знания, но этого назначения их лишает эпоха цифровых носителей. Чем же стала книга в наше время? Потеряв большую часть практических функций, потеряла ли она значимость?

Современная книга – это культурный код, отсылающий к определённому ассоциативному ряду, в котором воспоминания о шелесте бумажных страниц соседствуют с искусством книгопечатания и иллюстрации. Утратив большую часть собственных практических функций, книга обрела символическое значение, став, с одной стороны, знаком доцифровой культуры, а с другой – объектом, способным через самоотречение обрести новую жизнь в современном искусстве.

Художники: Ася Мухина, Ольга Карякина, Дафне Керамидас, Елена Демидова, Ева Жигалова.


НЕСУРОВЫЙ СЕВЕР:

«Severe» – созвучно с русским «север». Хотя север – понятие относительное: то, что для Краснодара Север, для Норильска – Юг. Если предположить, что Север – это там, где холодно, то, как же быть с Антарктидой, она ведь на Юге? В мире существует устойчивое заблуждение, что в России холодно, а уж за Уралом точно медведи ходят по улицам, причем белые. Не ходят. Это мы можем сказать со всей ответственностью, зато 6 месяцев ежегодной зимы стимулируют воображение, помогая находить белом новые краски, образы, истории и смыслы.

Художники: Кирилл Преображенский и арт-группа VIDIOT, Михаил Розанов, Алексей Беляев-Гинтовт, Роман Каримов, Константин Гребнев, Соня Татаринова, Марина Фоменко.


ПЕРФОРМАКТИВНОСТЬ.

Совместно с медиа-программой Московского музея современного искусства.

Медиа-перформанс "Pointless" Patrick K.-H., Олег Макаров, Ася Мухина

Медиа сюрреализм. Истинный смысл может быть найден только в бессознательном. Разум – фильтр, искажающий реальное положение вещей. Медийный интерактив способен связать в единую структуру различные виды автоматизма. Автоматическое письмо вскрывает сознание, обнажая скрытые лексические связи, которые порождают звуковые абстракции, претерпевающие визуальные метаморфозы.


"DADA Sonic Sculpture" Patrick K.-H., Олег Макаров.

аудиовизуальная инсталляция

Работа посвящена исследованию акустических свойств разнообразных материалов в пространстве, резонансов, движения, алгоритмов и систем автоматизации. Совокупное взаимодействие простых элементов, управляемых электронной партитурой, создает сложные звуковые ландшафты и композиции.


"Конец сладкой жизни / Finita dolce vita" Дмитрий Булныгин (sound THE:HET)

"Жизнь государства – это совокупность процессов, но не состояний. Распад структур и связей, утрата состояний прочности и контроля за материей как бы подаются в данном видео крупным планом, с лабораторной пристальностью. Бренность-таки – одно из основных свойств конечных объектов-систем, и исчезающие конструкции являются наглядной иллюстрацией этого процесса. Хотя зомби свободны от этого..." (Дм. Булныгин)


Алексей Дьяков "Зыбка. Точка совмещения". Инсталляция.

(программа Музейной ночи "Симулякр")

Сон. То, без чего не может обойтись ни один человек. Каждый раз мы, закрывая глаза и погружаясь в сон, оказываемся в ином пространстве. Кровать – символ этого другого пространства, пространства сна, дверь в обитель грез и сновидений, колыбель, соединяющее звено между реальным миром бодрствования и зыбким и эфемерным миром снов, когда человек, поднимаясь ввысь, уходит от сознания в область подсознания, где высшие слои дольнего мира, переплетаясь, cоединяются с низшими слоями горнего мира. И с пробуждением человек возвращается обратно в мир бодрствования, а зыбкое пространство сна растворяется, рассыпаясь как песок...


Польский культурный центр в Москве представляет

фильм Леха Маевского "Стеклянные губы".

«Стеклянные губы» (Szklaneusta), Польша, 2007, 94 мин.

Это фильм на 94 минуты, практически без слов – полнометражный видеоарт. Сам Лех Маевский – один из самых известных польских режиссеров современности. Автор признанных кинематографических работ, победитель и участник различных секций фестивалей в Каннах, Берлине, США и др. странах. Отдельная тема в творчестве Маевского – арт в многообразных проявлениях (достаточно вспомнить последний фильм Леха "The Mill and the Cross" (2010) – фантазию на тему жизни Брейгеля, буквально разворачивающуюся на фоне его знаменитой работы "Мельница и крест", с участием Майкла Йорка и Шарлотты Рэмплинг).

Главный герой фильма – молодой поэт. Мужчина, лежащий в психиатрической больнице, раскрывается посредством снов, видений и страхов. Маевский убежден, что мир воображаемый куда богаче реального, Не двигаясь с места, можно прожить жизнь интенсивнее. Последовательный ряд образов в «Стеклянных губах» создает новый тип киноповествования – отрицание линеарности и диалогов. Здесь не произносится ни одного слова, а помощь в восприятии единой целостной картины создают музыка, творчески созданный звук и изображение. При просмотре «Стеклянных губ» зритель постоянно ловит себя на конфабуляции, впрочем, в зависимости от личностных ассоциаций, появляются различные версии ощущений и мотивов, подобно герою «Сада расходящихся тропок» Борхеса.