Красноярская ярмарка книжной культуры

Конференция "Духи Севера: метафизика пространства"

Междисциплинарная научная конференция в рамках VI Красноярской ярмарки книжной культуры

Организаторы: Пропповский Центр (Санкт-Петербург), Фонд Михаила Прохорова

30 октября, зал "Амфитеатр", МВДЦ "Сибирь" (ул. Авиаторов, 19; 3 этаж, левое крыло)

Программа

11.00 – 11.40
Ольга Христофорова (д.ф.н., РГГУ, Москва)
«Куклы мертвых» у народов Севера

В докладе будет проанализирована семантика антропоморфных изображений – так называемых «кукол мертвых», или заместителей умерших, у народов Севера. На примере северосамодийской традиции (ненцы и нганасаны) автор демонстрирует довольно отчетливые корреляции между наличием/отсутствием в культуре практик заместительной инкарнации (и, соответственно, изображений умерших) и отношением к смерти, представлениями о доброжелательности/вредоносности покойных, о загробной участи души и т.п.

11.40 – 12.20
Елена Четина (к.ф.н., ПГУ, Пермь)
«Мы с икоткой тихонько живем...»: «подселенные» духи в традиционной культуре Прикамья

Феномен «икоты» является распространенной формой измененных состояний сознания в традиционных культурах Северного Прикамья и Русского Севера. При рассмотрении диалогов с «подселенным духом» в контексте пратеатральных практик, обнаруживается устойчивость элементов народного комизма, направленного на осмеяние рациональной культуры и особое значение данного феномена для народной культуры коми-пермяков.
В рамках доклада состоится показ фрагментов фильма «Мы с икоткой тихонько живем...» (реж. Е. Четина).

12.20 – 12.40 кофе-брейк

12.40 – 13.20
Андрей Степанов (МАЭ (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург)
Феноменология пространства: место и его хозяин

Доклад освещает некоторые аспекты русской демонологии, связанные с освоением пространства. В повседневном опыте восприятия и деятельности пространство является (в феноменологическом смысле) субъекту как место. В модальности «традиционного» диалогического мировосприятия каждое место репрезентируется сверхъестественным хозяином, который выступает необходимым атрибутом взаимодействия с пространством. Доклад основан на материалах фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север.

13.20 – 14.00
Дмитрий Харшак (журнал «Проектор», Санкт-Петербург)
Класс демиургов. Скандинавские дизайнеры ХХ века

В течение ХХ века скандинавский дизайн (в большей степени дизайн Финляндии и Дании) превратился в мощный мировой бренд со своей идеологией, легендами и высочайшими профессиональными достижениями. Опираясь на национальные традиции и впитывая в себя все заметные идейные течения ХХ века, скандинавский дизайн вырос в одну из самых заметных мировых школ. Роль дизайнера в современной скандинавской картине мира — это роль демиургическая. А самые яркие представители профессии занимают место в национальной истории наравне с эпическими героями.

14.00 – 15.00 перерыв

15.00 – 15.40
Инна Веселова (к.ф.н., СПбГУ, Пропповский Центр, Санкт-Петербург)
Снежинки и Снегурочки: этос северной женственности на советском утреннике

В ритуале советской новогодней елки особое место занимают детские утренники-карнавалы, происходившие по закрепленному в сценарных сборниках канону. В регламентированный сценарий практика привнесла такой спонтанный элемент, как выбор претенденток на роль Снегурочки. Иерархия снежных женских ролей (одна Снегурочка из череды Снежинок) вписана хронотоп зимнего праздника и обладает немалым суггестивным эффектом. В докладе рассматриваются разные символические облики Снегурочки (персонажа фольклорной сказки, романтической героини одноименной пьесы А.Н. Островского и помощницы Деда Мороза на елке) и формируемый ими этос.


15.40 – 16.20
Константин Богданов (д.ф.н., ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург)
Чудак, чувак и чукча. Историко-филологический комментарий к одному анекдоту

Анекдоты поучительны не только своей тематикой, но и своей аудиторией. Анекдоты о чукчах могут считаться наиболее поздними в ряду традиционных советских анекдотов и не связаны напрямую с представлением о каком-либо конкретном северном народе.
В докладе речь пойдет о причинах, обусловивших появление этих анекдотов в эпоху «развитого социализма» и декларативного советского интернационализма. Что способствовало их популярности и массовой фольклоризации? Можно ли считать, что анекдоты о чукчах вполне типичны в ряду анекдотических рассказов о представителях чужих культур или они демонстрируют особенности, позволяющими судить о социальной и культурной специфике связанного с ними дискурсивного контекста?

16.20 – 17.00
Светлана Адоньева (д.ф.н., СПбГУ, Пропповский Центр, Санкт-Петербург)
Хозяйка Медной горы: демоны границ

Доклад посвящен метафизике времени - индивидуального, биографического и коллективного, исторического. Переживание его разрывов эксплицируется культурой посредством метафор пространства. Как будет показано, образ Хозяйки Медной горы антропоморфная метафора такого разрыва или - демон границы.

17.00 – 17.40
Элизабет Уорнер (PhD, Даремский университет, Великобритания)
Презентация проекта «Русская деревня – британский взгляд: повседневность русского Севера»
В рамках конференции также состоится выставка Элизабет Уорнер «Русская деревня – британский взгляд: повседневность русского Севера».

Регламент: 20 мин выступление, 20 мин – обсуждение доклада