Красноярская ярмарка книжной культуры

Городская программа

В рамках городской программы КРЯКК, за пределами собственно территории книг, мы представляем различные театральные и медиа-проекты, перформансы, документальные фильмы, лекции, в которых освоение пространства — это главный тематический фон, то, что не лежит на поверхности, но является продуктивной основой всех представленных произведений.


30 октября 2015

19:30

Театр оперы и балета

Гоголь-центр, Москва

Спектакль «Мертвые души»

Режиссер: Кирилл Серебренников

Художник по костюмам: Кирилл Серебренников

Художник по свету: Игорь Капустин

Музыкальный руководитель: Арина Зверева

По мотивам романа Н.В. Гоголя

В спектакле звучат песни Александра Маноцкова на тексты Н. В. Гоголя «Мертвые души» — произведение, задуманное Гоголем, как анализ русской культурной идентичности, причем как ее столичного, так и локального выражения, уже давно само стало неотъемлемой частью российского культурного кода. В Красноярске одноименную постановку представит один из самых ярких московских театров нового времени «Гоголь-центр» и его главный режиссер Кирилл Серебренников. «Мертвые души» — первая премьера «Гоголь-центра», поставленная по произведениям Гоголя. В версии Кирилла Серебренникова история Чичикова не переносится в наше время буквально, но получает новое и актуальное звучание. Разные эпохи соседствуют друг с другом в вечном российском безвременье, где никогда ничего не меняется, и правят абсурд и морок. Герои поэмы Гоголя поселяются в тесном пространстве, среди стен из фанеры — в «коробке», откуда не могут найти выхода. Каждый актер играет несколько ролей, и помещики мгновенно превращаются то в бабок, то в деревенских алкоголиков, то в лошадей, то в собачью стаю. В мире подлецов, дураков и обманщиков Чичиков оказывается самым мелким. Он хочет провести других, но делается жертвой тех, кто хитрее его. Специально для спектакля известный современный композитор Александр Маноцков написал песни, положив на музыку гоголевские «лирические отступления». Философские тексты о России исполняются целым хором из актеров, но вопрос «Русь, чего ты хочешь от меня?» так и остается без ответа.

Включение Красноярска в международное турне спектакля — знаковое событие не только для поклонников современного театра и режиссерского таланта Кирилла Серебренникова, но для всех горожан и гостей города, ведь темы и проблемы, затрагиваемые Гоголем, очевидно, актуальны и в наше время. Постановку будет принимать Красноярский государственный театр оперы и балета, зал которого вмещает 800 зрителей.


31 октября 2015

19:30

Красноярский ТЮЗ

Театр «Старый дом», Новосибирск

Спектакль «Элементарные частицы»

Режиссер: Семен Александровский

Художник: Алексей Лобанов

Драматург: Вячеслав Дурненков

В Красноярском драматическом театре им. Пушкина мы представляем спектакль «Элементарные частицы», поставленный Семеном Александровским, на основании документальных материалов о жизни новосибирского Академгородка.

Это первая попытка театрального осмысления «биографии» одного из важнейших исследовательских пространств Новосибирска и России. Специально для этого проекта Вячеслав Дурненков, обладатель всевозможных наград в мире современной драматургии, написал текст, основанный на архивных документах, книгах и интервью с известными жителями Академгородка. Режиссер постановки — Семен Александровский, известный новосибирской публике по спектаклю «Ручейник, или Куда делся Андрей?».

В фокусе спектакля «Элементарные частицы» — «Письмо 46-ти», открытое письмо, подписанное 46 учеными в защиту активистов самиздата. Для режиссера Семена Александровского и драматурга Вячеслава Дурненкова именно этот исторический эпизод стал поводом для размышления о закономерностях, приводящих любую солнечную утопию к катастрофе.

Спектакль «Элементарные частицы» — о мифологии и истории Академгородка. Советская наука интересует Александровского, в первую очередь, как общественное явление. Академгородок, который режиссер называет «последней советской утопией», предстает в «Элементарных частицах» не только научным и образовательным центром, но и местом уникального социального эксперимента по эмансипации и созданию гражданского общества — пространством, где были легализованы неофициальная культура и сексуальное просвещение, где процветали самиздат и западная музыка. Одновременно не желавшие жить в «заповеднике» ученые пытались влиять на происходящие в стране общественные процессы: в 1968 году на “процесс четырех” — знаменитое дело четырех активистов самиздата Гинзбурга, Галанскова, Добровольского и Лашковой — они ответили «письмом сорока шести», где требовали «пересмотра дела в условиях полной гласности». В Академгородке начались внутренние суды, многие потеряли работу, профессоров, подписавших письмо, заставляли публично каяться перед собственными студентами, среди научного сообщества нашлись те, кто оказался готов нападать на своих коллег. Так бесславно закончился «социальный эксперимент» — общественная активность ушла, осталась только научная работа.


31 октября 2015

20:00-02:00

Музейный центр “Площадь мира”

Музейная ночь «Соприкасание»

Программа «КРЯКК в гостях у Стрелки»

В рамках Музейной ночи красноярцы увидят поэтический перформанс Елены Морозовой «Пушкин+», основанный на одном из ключевых для русской культуры текстов «Евгении Онегине», и фрагмент спектакля «Сван» от мастерской Дмитрия Брусникина и режиссера, педагога Юрием Квятковским по одноименной пьесе Андрея Родионова и Екатерины Троепольской.

Пушкин+. Евгений Онегин

Музыкально-поэтические чтения

Автор идеи и исполнитель: Елена Морозова

«Пушкин+. Евгений Онегин» — проект, автором и исполнителем которого является Елена Морозова, блестящая актриса театра и кино, прима московского Электротеатра Станиславский. Этот перформанс — нечто большее, чем стандартные поэтические чтения, при этом его нельзя назвать моноспектаклем, так как постановочные решения здесь практически отсутствуют и главенствующая роль отведена словам, а именно — VII главе легендарного «Евгения Онегина». В своем прочтении Морозова остается верной изначальному смыслу поэмы — уникальной энциклопедии русской жизни. Она с легкостью передает ключевые мотивы хрестоматийного текста, который акцентирован оригинальным звуковым сопровождением.

«Сван»

Мастерская Дмитрия Брусникина

Режиссер Юрий Квятковский

Художник Полина Бахтина

Комедия в стихах Андрея Родионова и Екатерины Троепольской

Спектакль, work-in-progress

Проект «Сван» — пьеса в стихах о диктатуре любви и поэзии, лауреат фестиваля театра и кино о современности «Текстура», участник внеконкурсной программы Фестиваля молодой драматургии «Любимовка», номинант драматургического «Конкурса конкурсов 2014», а также часть серии поэтических событий «Москва мои стихи найдет» при поддержке Министерства культуры РФ.

Действие пьесы происходит в стране будущего, в поэтическом комиссариате под названием «Проект «Сван». Для того, чтобы получить гражданство России, любой человек, начиная от ученого и заканчивая узбекским дворником, обязан сдать экзамен на поэтическую состоятельность: он должен уметь мастерски рифмовать строки о красоте лебедянских берез и осенней тоске. Проект «Сван» — это шанс для мигрантов получить российское гражданство, сдав экзамен на поэтический минимум. На русском, естественно, языке про русскую, например, природу. И тут соискатель-рифмоплет, натасканный поэтом, кстати, Родиным, успел полюбить даже лес, потому что «два года косил одуванчики у Полтавского УФМС».


31 октября 2015

20:00-02:00

Музейный центр “Площадь мира”

Музейная ночь «Соприкасание»

Программа «КРЯКК в гостях у Стрелки»

Важной географической и культурной связкой «Карты Родины» выступают отношения двух ее столиц — Москвы и Петербурга. В рамках КРЯКК много событий и обсуждений посвящено питерской линии культуры — Иосифу Бродскому, Елене Шварц, Аркадию Драгомощенко, Виктору Кривулину, Сергею Курёхину. «Московская» линия культурной программы КРЯКК связана с 75-летием со дня рождения Дмитрия Александровича Пригова, анализ творчества которого стал традиционной темой культурной программы КРЯКК, в связи с выпуском его многотомного собрания сочинений поэта в издательстве «Новое литературное обозрение». В рамках городской программы будет представлено два проекта, связанных с творчеством этого поэта, писателя и художника.

«Графический кабинет Д.А. Пригова»

Выставка к 75-летию художника

Сергей Ковалевский, куратор проекта:

В многослойном и «темном» зале Красноярского музейного центра будет представлена экспозиция из более чем 130 графических листов выдающегося российского художника и поэта конца XX века Дмитрия Александровича Пригова.

Совпадая по времени и пространству с 11 Красноярской музейной биеннале «Практики соприкасания», выставка резонирует с ее ведущими концептуальными мотивами — практиками антропологического становления, раздвиганием горизонта сознания, прощупыванием темноты бессознательного. Графические штудии Пригова представляют энциклопедию завораживающих «участков соседства» с Другим, Иным, посю- и поту-сторонним… И особенно мир Пригова интересен персонифицированной «зоной неразличения» визуального и вербального.

Подлинные авторские произведения для выставки в Красноярске представлены Государственным Эрмитажем.

«Я играю на гармошке» (сцены из спектакля «Переворот»)

Мастерская Дмитрия Брусникина

Автор Дмитрий А. Пригов

Режиссер Юрий Муравицкий

Художник Катя Щеглова

«Ровесники»

Мастерская Дмитрия Брусникина

Авторы Иосиф Бродский, Дмитрий Пригов, Николай Рубцов

Композиция Андрея Родионова и Екатерины Троепольской

Мастерская Дмитрия Брусникина представит музыкально-драматическую композицию по пьесе лидера русского концептуализма Дмитрия Александровича Пригова «Я играю на гармошке» и стихам разных лет (фрагмент спектакля «Переворот», постановка Юрия Муравицкого). Спектакль — чрезвычайно точный, соответствующий духу самой приговской музы, это — театральный жест, где внешнее действие, разыгрывание сцен между персонажами, заменены жесткой ритмической читкой, сопровождаемой ироническим музыкальным контрапунктом. Костюмы — универсальная форма «физика-лирика», главного внутреннего героя Пригова, человека без свойств, человека-толпы: серые штаны, клетчатая рубашка. В Красноярске будет представлена первая часть спектакля — разыгранный как по нотам драматический текст "Я играю на гармошке". Все начинается вполне безобидно — с бытовых юмористических сцен, и постепенно перерастает в насилие, коренящееся в любом «массовидном» теле. Как пишет критик М. Эстрова: «Актеры на сцене превращаются в мучителей. Условные «зрители», роли которых, к счастью для зрителей реальных, тоже исполняют актеры, — в их беспомощных жертв (на фоне испуганного невмешательства зала)». Пригов исследует состояние массовости, состояние толпы, которое после максимального насилия возвращается в исходную точку, точно бы говоря с некоторым замешательством: «Мы ничего такого не хотели». В спектакле «брусникинцы» эффектно используют главные художественные средства искусства эпохи 80-х: черный юмор, абсурд, сарказм и иронию. Это — жесткая и бескомпромиссная математически выверенная пародия на современность, взявшая средства и образы из времен, чья актуальность нарастает с пугающей силой.

Кроме этого Мастерская Брусникина представит читку оригинальной композиции «Ровесники», специально подготовленной для КРЯКК Андреем Родионовым по произведениям Дмитрия Пригова, Иосифа Бродского и Николая Рубцова.

Кроме связи Москва-Петербург, этой основной «дороги» русской культуры, нас волнует еще и та связь, что объединяет карту Родины в единое целое — от Запада до Востока. Эта дорога культуры — куда менее хоженая и куда более трудная всегда волновала писателей и художников страны.


31 октября 2015

20:00-02:00

Музейный центр “Площадь мира”

Музейная ночь «Соприкасание»

Программа «КРЯКК в гостях у Стрелки»

«Я здесь, потому что»

Выставка (фотография, мультимедиа)

Литературно-художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин», Южно-Сахалинск

Над проектом работали: Алексей Агранович, Александр Гайворон, Анна Жук, Никита Карцев, Андрей Качалян, Олег Климов, Ольга Покатилова, Кирилл Преображенский

В рамках музейной ночи открывается проект-римейк «Я здесь, потому что» — музейная краеведческая выставка, посвященная 125-летию поездки Чехова на Сахалин и первой переписи Чеховым сахалинского населения.

Выставка состоит из двух частей, каждая из которых по-своему дает ответ на вопрос, заключенный в ее названии. Первая часть выставки посвящена поездке А. Чехова на Сахалин. Почему он поехал? Его биографы в ответ дают разные "потому что". Это и обвинения левых критиков в том, что он пишет о народе, но ничего не делает для него, и побег от семейных и любовных дел, "туда, куда не доходят письма", и повторение пути Пржевальского, горячим почитателем которого был Чехов, и риск жизнью, и желание активной научной деятельности как врача. И все-таки главной целью путешествия Чехова было желание осуществить первую перепись населения острова и написать книгу о своей поездке. Известно, что Антон Павлович мечтал о том, чтобы первое издание книги «Остров Сахалин» непременно вышло с иллюстрациями. И таких иллюстраторов-фотографов стало двое: встреченный на Сахалине, в селении Дуэ, телеграфист Иннокентий Павловский и судовой врач парохода «Петербург» Александр Щербак. Все трое — и автор, и его иллюстраторы были одержимы идеей создать книгу о Сахалине как о месте «невыносимых страданий». К сожалению, по неясным причинам иллюстрированная книга «Остров Сахалин» так никогда и не вышла. Теперь эти фотографии будут представлены на выставке.

Вторая часть выставки отвечает на тот же вопрос — но в настоящем. «Я здесь, потому что» создана усилиями творческой группы международного кинофестиваля «Край Света». Этот мультимедийный исследовательский проект представляет своеобразную видеоперепись жителей острова, созданную на основе статистических данных о населении Сахалинской области. В проекте «Я здесь, потому что» сто человек из разных регионов Сахалина и Курил заполнили предложенные анкеты и рассказали на камеру свои уникальные истории. Участники переписи говорят нам о том, каким образом они их семьи оказались на острове, почему они выбрали именно Сахалин и почему продолжают здесь жить. Таким образом, через 125 лет после «открытия» Сахалина Чеховым у нас есть возможность увидеть коллективный портрет современного населения острова.


31 октября 2015

20:00-02:00

Музейный центр “Площадь мира”

Музейная ночь «Соприкасание»

Программа «КРЯКК в гостях у Стрелки»

Концерт рисунка

Перформанс комикс-артистов

Художники: Кати Рикенбах, Андреа Капре & Кристоф Шулер (Швейцария), Влада Мяконькина, Максим Шараев (Россия)

Саунд-арт: «THE HET»

Рисованные истории в реальном времени. Швейцарские и русские художники комикса.

«Machine Libertine» (Наталья Федорова, Тарас Машталир, СПб.)

Медиапоэтический перформанс

Machine Libertine — это медиапоэтический проект, который был основан языковым художником Натальей Федоровой и звуковым художником Тарасом Машталиром в 2011 году в Массачусетском технологическом институте. Работа в лаборатории The Trope Tank («Контейнер тропов») с текстовыми машинами различных эпох и «Машина мыльных пузырей» Фрэнка Моргана заставила художников задуматься о том, какими должны быть поэтические тексты, написанные освобожденными машинами. Мультимодальные и алгоритмические тексты и их прототипы будут продемонстрированы во время перформанса ML в рамках Музейной ночи.

Machine Libertine – многократные участники международных поэтических фестивалей (Tarp, REVERSE, E-Poetry, 101 и др) и биеннале (Manifesta 10, 6я Московская биеннале). Номинирован на Премию Курехина. Видеостихотворение «Снежная королева» входит в 10 лучших образцов жанра по признанию канадского исследователя Тома Конивеца.

Machine Libertine исследует возможности трансформации текста путем его визуализации и механизированного чтения. В «Манифесте Машинной поэзии» авторы призывают к использованию машин в художественных и образовательных целях и к освобождению машин от рутинных задач. В перформансах Machine Libertine соединяются техно-эстетическое чтение поэзии с HD проекцией и многоканальным звуком.

В рамках перформанса ML будет продемонстрирована работа из серии «Объективный поэт». Пифия – это цифровой оракул, который отражает речь зрителей в порой абсурдные, а порой пророческие слова о них самих. Получается вещий глитч. Глитч-арт — направление в искусстве, в котором главными выразительными средствами являются цифровые помехи и ошибки.


Международная театральная программа IX КРЯКК

29 октября 2015

19:00-20:00

Музейный центр “Площадь мира”

Vitus Bering Teatret (Дания)
представляют моноспектакль «Последний день Витуса Беринга»

Автор сценической композиции и исполнитель главной роли —
режиссер и актер Сайер Андерсен

Текст: Г. Диркинк-Хольмфельд. Перевод на русский язык: Е. Гурова

Музыка: Бо Хольтен
Организаторы: Посольство Королевства Дании в России, Датский институт культуры в Санкт-Петербурге, издательство «Маматов»

Спектакль идет на датском языке с русскими субтитрами
Вход свободный. Аудитория 16+

Витус Ионассен Беринг — российский Христофор Колумб (родился в 1681 году в Дании, в 1741 году, вместе с 28 другими исследователями, погиб на острове в Тихом океане, позже названном в его честь) — исследователь и офицер российского флота. Беринг известен двумя экспедициями: к северо-восточному побережью Евразии и к западному побережью Северной Америки. Берингов пролив, Берингово море и остров Беринга были названы в его честь.

Пьеса Грегерса Диркинк-Хольмфельда «Последний день Витуса Беринга» посвящена смерти Беринга и представляет взгляд поэта на жизнь Беринга и исследовательские экспедиции его эпохи. Автор сценической композиции и исполнитель главной роли — режиссер и актер Сайер Андерсен. Музыка к спектаклю создана композитором и дирижером Бо Хольтеном. А сам спектакль — это прекрасная панихида по Витусу Берингу, исполняемая завораживающим и поэтичным бельканто международного уровня, плачущим и повествующем об одном из самых стойких людей в истории.

Сайер Андерсен (Sejer Andersen) — актер, режиссер, театральный менеджер. В 1969 году окончил Копенгагенский университет в степени магистра искусств. В 1972-83 годах работал в копенгагенском экспериментальном «CaféTeatret», созданном по его инициативе. В 1988-2000 член Европейской театральной конвенции, дважды входил в правление Ассоциации датских театров и Театрального музея. В настоящее время состоит в правлениях общества «Альянс Франсэз», Школьного фонда Принца Хенрика, Театральной высшей народной школы «Рёдкильде» и копенгагенского Общества Х. К. Андерсена. Награжден почетными французскими орденами Les Palmes Académique и Arts et Lettres.


30 октября

16.00

Красноярский драматический театр им. Пушкина, Камерная сцена

(пр. Мира, 71)

Премьера спектакля «Гардения» по пьесе Эльжбеты Хованец (Польша)

Режиссер: Войцех Урбанский (Польша)

Художник: Елена Турчанинова

Художник по свету: Андрей Козлов

В ролях: Юлия Абакановская, Виктория Болотова, Екатерина Соколова, Анна Домникова

В рамках культурной программы КРЯКК Польский культурный центр при содействии института Адама Мицкевича и в сотрудничестве с Красноярским драматическим театром имени Пушкина представит сразу два проекта.

В связи с выходом второго тома «Антологии современной польской драматургии», только что появившемся в издательстве НЛО, будет создан спектакль по пьесе Эльжбеты Хованец (участницы нынешней культурной программы КРЯКК) «Гардения».

Эльжбета Хованец занимается киножурналистикой и в своем драматургическом творчестве также обращается к документальному материалу. Пьеса «Гардения» о четырех поколениях польских женщин переведена на венгерский, русский, румынский языки. Опубликована в нескольких антологиях современной польской драмы. Ставилась в Словакии, Венгрии и Румынии. Эльжбета Хованец: ««Гардения» повествует, прежде всего, о любви, вернее, о её отсутствии, а также о зависимости, о преувеличении, о женщинах, о Польше, о социальных условиях и о переходе из поколения в поколение определённых тем, вне зависимости от этих условий».

Ставить пьесу приглашен молодой польский режиссер Войцех Урбаньский, получивший образование в России в мастерской В. М. Фильштинского в СПбГАТИ (2006–2011).

Об опыте сотрудничества с Урбаньским в театре «Практика» не так давно писал драматург, режиссер Иван Вырыпаев: «Войцех Урбаньский — режиссер нового поколения в Польше. На мой взгляд в нем сочетаются две самые важные для современного театра вещи. Во-первых, профессионализм: он по-настоящему владеет школой… Второе — отношение к пьесе. Войтек — один из немногих современных режиссеров, для которых главное в спектакле — автор… Сочетание русской школы и польского художественного сознания, вот что, я думаю, является особенно привлекательным…».

Сотрудничество с режиссером, начатое в рамках культурной программы КРЯКК, будет продолжено, и спектакль «Гардения» войдет в репертуар красноярского Театра имени Пушкина.

После премьеры — обсуждение с участием драматурга, режиссера и театральных критиков Катажины Осиньска и Алены Карась.


1 ноября

18.00

Красноярский драматический театр им. Пушкина, Камерная сцена

(пр. Мира, 71)

К столетию со дня рождения Тадеуша Кантора.

Лекция Катажины Осиньска, посвященная личности и творчеству режиссера Тадеуша Кантора и просмотр видеозаписи знаменитого спектакля «Умерший класс» (1975).

Важным событием польской театральной программы является лекция доктора наук, польского театроведа, литературоведа, сотрудницы Института славистики Польской академии наук в Варшаве, исследовательницы русского театра ХХ века и русского авангарда, Катажины Осиньской. Лекция будет посвящена великому режиссеру и художнику Тадеушу Кантору. После лекции будет показано видео одного из легендарных спектаклей, созданного Кантором, «Умерший класс».

Тадеуш Кантор — ведущий польский режиссер ХХ века, лауреат множества театральных наград и премий по искусству. В 1955 году вместе с группой единомышленников создал театр «Крико-2», где и были осуществлены его главные постановки. Из статьи Катажины Осиньска: ««Умершим классом» (1975) открылся период «Театра смерти», поскольку, как писал Кантор в «Манифесте Театра смерти», он пришел к выводу, что «жизнь можно выразить в искусстве только через отсутствие жизни, через обращение к смерти, через видимость, через пустоту и отсутствие сообщения». В этом театре «моделью для живого актера стал манекен». Простые и универсальные открытия Тадеуша Кантора — прошлое умерло (и вместе с ним мы — как дети) и его невозможно воссоздать полностью, ведь остаются лишь фрагменты, обрывки — потрясали зрителей во всем мире. Так же, как и фон его спектаклей (отблеск личной памяти их создателя — две войны, которые так изменили облик мира)».


1 ноября

14:00, 19:30

Красноярский театр юного зрителя

«Алиsа»

Визуальный театр

По мотивам сказок Льюиса Кэрролла

Режиссер-художник — Даниил Ахмедов

Хореограф — Денис Бородицкий

Композитор — Евгения Терехина

Автор инсталляций — Василина Харламова

Художник по свету — Тарас Михалевский

Художественный руководитель постановки — Роман Феодори

Пластический спектакль «Алиsa», создан на основе волшебных сказок Льюиса Кэролла — «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье». Как пишет критик Татьяна Тихоновец (ПТЖ) режиссер-художник спектакля, Даниил Ахмедов «предпринял художественное путешествие в мир Кэрролла, где маленькая девочка Алиса встречается с Алисой выросшей… Это — спектакль художника, фантазии на тему фантазий Льюиса Кэрролла... Ахмедов позволил себе как будто заново сочинить любимых героев, он представил их без слов в волшебном свете театральных иллюзий, ввел зрителей в свою игру с текстом Кэрролла и предложил присоединиться к нему, чтобы поплыть по миру воображенному художником». Это чистое бессловесное путешествие по книжному тексту завершает всю городскую программу КРЯКК — все ее музейные, театральные и арт-события, — расположенную так же за пределами книжной территории, и в то же время неразрывно с ней связанную.

Параллельная программа будет наполнена яркими именами и событиями в сфере театра, музыки, кино и современного искусства и пройдет на ведущих площадках города. Традиционная музыкальная программа для «Музейной ночи» переместится из выставочного зала в цокольном этаже Красноярского музейного центра на сцену «Полиэкран». Куратор музыкальной программы Денис Бояринов предлагает, в том числе, и через изменение местоположения программы, обратиться к более камерным форматам, расположив музыкальные «точки» не только на сцене, но и в пространстве Музейного центра. Таким образом, объединив темы культурной программы ярмарки и музейного события. (Подробности: Музыкальная программа КРЯКК).

Кинопрограмма

Дом кино, Красноярск

Пр. Мира, 88


25 октября

20:00

Дом кино, Арт-чердак

В рамках кинопроекта «Код города» в Культурной программе КРЯКК

состоится открытая лекция драматурга Марии Зелинской

«Источник силы автора. Как найти свою тему и героя»

Мария Зелинская — драматург, сценарист. Участница социального проекта для детей с ограниченными возможностями и подростков из детских домов «Класс мира», «Первый акт», «Классная драма» и др., одна из создателей проекта социально-культурной реабилитации заключенных «Арт-Амнистия» и «Тюремного театра» в батайской колонии строгого режима, участница социального проекта «Серебряный век» в доме престарелых г. Тольятти и проекта по созданию пьес для радиотеатра со слабовидящими детьми интерната г. Сергиев Посад.

Множество интересных тем встречаются нам в течение дня. Множество героев, достойных того, чтобы о них рассказали, проходят мимо нас каждый день. Но даже если мы будем знакомиться с ними и пробовать о них писать, не всегда что-то получится. Почему? Автор и герой, как некогда разделенные андрогины, должны найти друг друга и сложиться в единое целое. Только тогда в мире появится шедевр. На лекции вы узнаете, как найти свою тему и не упустить своего героя.


28 октября

20:00

Дом кино, Арт-чердак

Презентация кинопроекта «Код города» в Культурной программе КРЯКК

Кураторы проекта: режиссер Евгений Григорьев и продюсер Анна Селянина представляют документальные фильмы «Код города: Первоуральск» и «Код города: Ростов-на-Дону».

«Код города» — кросс-медиа проект, в котором портрет своего города создают его жители. Это одновременно образовательная программа, кинокарта города в сети Интернет, полнометражный документальный фильм и проект по исследованию городов.

Цель проекта — показать города России такими, какими их любят и знают сами горожане. Участники создают неофициальный портрет города, который меняет информационную повестку данной территории в медиа пространстве, а также формирует доверительные отношения между жителями города.

Работа над проектом проходит в кинолаборатории, где участникам (представителям разных профессий) помогают действующие специалисты в области кино: режиссер, оператор, сценарист и продюсер. Жители сами выбирают темы и героев, снимают и монтируют свои истории.

В фильм «Код города. Первоуральск» вошли 12 новелл кинопроекта. В частности, новеллы о городошниках, о художниках Юрко и Карине Коваль, о робототехнике Александре Паульсе, о бригаде пожарных, о жителях поселка Динас, о рок-музыканте Алексее Воинских, об участниках вечёрок в народном доме.

На следующий день Евгений Григорьев (президент Гильдии Неигрового Кино и Телевидения, режиссёр театра и кино, режиссер-постановщик в Гоголь-центре, в Театре Им. Йозефа Бойса) прочитает лекцию о специфике документального кино «Путь от замысла к результату».


29 октября

19:00

Дом кино, Кинозал

Премьера д/ф «Сохрани мою речь навсегда» (Россия, 2015)

Режиссер Роман Либеров

Оператор Роман Сивожелезов

Композиторы Иван Алексеев, Кирилл Пирогов

Монтаж Антон Бенеш

Показ предваряется видеообращением режиссера фильма Романа Либерова

Роман Либеров известен картинами, рассказывающими о жизни выдающихся писателей — Бродского, Довлатова, Олеши, Владимова. Финалист премии ТЭФИ 2010 года в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарист» за фильм «Разговор с небожителем». С ним же вошёл в программу «Лучших неигровых телевизионных фильмов 2010 года» фестивалей «Лавр» и «Артдокфест».

Новый фильм Романа Либерова «Сохрани мою речь навсегда» — история поэта Осипа Мандельштама, воссозданная на стыке искусств и жанров: кукольного театра, дизайна, компьютерной графики, документалистики. Бунтарский дух стихов Мандельштама прозвучал вызовом власти, и их автор был уничтожен государственной машиной — погиб в пересыльном лагере. Многое из написанного им могло не сохраниться, если бы не супруга Надежда, которая учила его произведения наизусть, переписывала вручную — в ожидании времен, когда они смогут быть опубликованы.


29 октября

20:00

Дом кино, Арт-чердак

Творческий вечер режиссера Евгения Григорьева

Лекция «Путь от замысла к результату»

Кинотрилогия «Завещание» (60 минут)

Авторы идеи: Юрий Данилин, Евгений Григорьев

Автор сценария и режиссер: Евгений Григорьев

Операторы: Артем Анисимов, Евгений Григорьев

Документальный Дом «Первое кино»

Евгений Григорьев — режиссер, креативный продюсер, основатель кинокомпании «Первое кино», член правления СК России, президент Гильдии неигрового кино.

Трилогия Евгения Григорьева и Юрия Данилина «Завещание» — особый формат в неигровом кино. «Завещание» — это фильм-монолог о самом сокровенном, о том, что герой считает возможным оставить и в назидание, и в пользование другим людям. Это как бы последняя лекция, адресованная неизвестному поколению на пределе собственной жизни.

Основная идея цикла: рассказать о самых принципиальных выводах жизни выдающихся мыслителей ушедшего века, редчайших экземплярах научной цивилизации, которым удалось получить новое знание. Герои трилогии — Александр Зиновьев, Федор Углов и Генрих Иваницкий.


30 октября

19:00

Дом кино, Арт-чердак

Елена Якович. Творческая встреча

«Василий Гроссман: Я понял, что я умер»

(Документальный фильм, Россия, 2014)

Режиссер и автор сценария Елена Якович

Операторы Александр Минаев, Константин Минаев, Ефим Кучук, Игорь Функ

Композитор Андрей Суротдинов

Елена Якович — знаменитый документалист, лауреат многочисленных наград в области неигрового кино представит свой фильм «Василий Гроссман: Я понял, что я умер». Фильм посвящен жизни и судьбе одного из самых значительных писателей ХХ столетия. Автору фильма удалось добыть практически все документы, связанные с арестом романа «Жизнь и судьба».

«Жизнь и судьба», роман Василия Гроссмана был арестован 14 февраля 1961 года, спустя три года после расправы над «Доктором Живаго» Пастернака и за полтора года до публикации в «Новом мире» «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына. Гроссман умер вскоре после ареста романа. Судьбу у него отняли, но «рукопись не сгорела». Самых близких друзей Гроссмана, Семена Липкина и Вячеслава Лободы, спасших по экземпляру рукописи «Жизни и судьбы» уже нет в живых. Но остались немногие участники и свидетели этой драмы: вдова Липкина Инна Лиснянская, которая по просьбе своего мужа отнесла бесценные папки в авоське Войновичу; Владимир Войнович, переправивший роман за рубеж; дочери Вячеслава Лободы Мария и Людмила, помогавшие родителям прятать «Жизнь и судьбу» в домике под Малоярославцем; его дочь Екатерина Короткова-Гроссман и приемный сын Федор Губер, писатели Наум Коржавин и Бенедикт Сарнов.

В фильме впервые показаны документы из «Особой папки» Василия Гроссмана, все эти годы хранившиеся под грифом «Совершенно секретно», и эксклюзивная съемка передачи арестованной рукописи «Жизни и судьбы» из архивов ФСБ в ЦГАЛИ.

Елена Якович расскажет, что нового ей удалось понять про драму времени, взглянув на него сквозь призму жизни и судьбы Василия Гроссмана.


31 октября

18:00

Дом кино, Кинозал

Андрей Лошак. Творческая встреча.

Показ фрагментов фильма «Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь» (Документальный фильм, Россия, ТК «Дождь», 2014)

Автор, режиссер Андрей Лошак

Оператор Александр Худоконь

Саунд-дизайн Алексей Воробьев

Журналист, репортер Андрей Лошак, представит свой фильм «Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь». Андрей Лошак — лауреат премии “ТЭФИ” признанный одним из лучших репортеров страны, занимается социальным направлением в журналистике. В числе его недавних проектов — совместный проект с Леонидом Парфеновым “Made by Russians”, серия документальных фильмов про обычных русских людей, добившихся мирового признания в своей профессии.

Лошак является главным редактором интернет-ресурса «Такие дела», в котором рассказывается об обычных людях на фоне больших социальных явлений. Этот ресурс — официальная площадка благотворительного фонда «Нужна помощь», руководимого Митей Алешковским и Андреем Лошаком на основе общественного финансировании и пропагандирующего идеи взаимопомощи, самоорганизации и солидарности. Документальный фильм «Путешествие из Петербурга в Москву» — часть проектной деятельности замечательного российского журналиста.

В 1790 году Александр Радищев опубликовал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой бесстрашно обличил пороки своего времени: деспотизм, коррупцию, нищету и бесправие народа. За вольнодумие писателя приговорили к смертной казни, которую по монаршей милости заменили на 10-летнюю ссылку в Сибирь.

Съемочная группа фильма решила повторить маршрут Радищева и посмотреть, как сегодня живут люди на обочине федеральной трассы М10 «Россия», соединяющей две столицы. Как изменилась русская жизнь за минувшие двести с лишним лет? Стали мы жить лучше? Богаче? Свободнее? Ответ — в документальном роуд-муви «Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь».


1 октября

18.00

Дом кино, Арт-чердак

Beat Film Festival и конкурс «Смена»

Кураторы, продюсеры: Алёна Бочарова, Кирилл Сорокин

Ведущий: Денис Бояринов

В «Доме кино» пройдет программа поддерживаемого Фондом Прохорова Beat Film Festival. Музыкальный критик, редактор интернет-портала Colta.ru Денис Бояринов представит подборку документальных фильмов — участников конкурса «Смена».

На встрече речь пойдет о том, как снимается и как показывается документальное кино о культуре и музыке в России. Как меняются тренды в современной “культурной” и “музыкальной” документалистике? Что интересного происходит в производстве и прокате молодого документального кино о культуре и музыке в России?

Эти и другие профессиональные вопросы всерьез занимают кураторов и основателей кинофестиваля Beat, который существует уже шесть лет и проходит в десятках городах России. Среди других проектов Beat — прокат фильма «Здорово и вечно», серия показов Beat Weekend и открытый конкурс документальных фильмов о культуре «Смена», впервые прошедшем весной этого года, в котором принимали участие режиссеры из разных городов России. Работы финалистов, собственно, и будут представлены в рамках кинопоказа в Доме Кино в параллельной программе IX КРЯКК.

Цель конкурса — создать новую среду и новый рынок в российской кинодокументалистике. Это представление нового типа площадки для совместной работы и решения новых стратегических задач кино.

По словам продюсера Кирилла Сорокина: Наша задача — развить вот эту условно британскую модель работы с режиссерами. Назовем ее conscious production, когда продакшен-компании работают с десятком режиссеров, делают с ними с одной стороны рекламные ролики, с другой — полноценные фильмы. Вот у компании Stereotactic недавно случилась ровно такая история: параллельно рекламным заказам ребята сделали для телеканала «Дождь» фильм Андрея Лошака «Путешествие из Петербурга в Москву».