Красноярская ярмарка книжной культуры

Музыкальная программа

Музыкальная карта России. КРЯКК 2015


Куратор – Денис Бояринов, музыкальный критик, шеф-редактор портала Colta.ru

Музыка – это всегда путешествие из точки А в точку B. Маршрут может быть проложен по карте эмоций и страстей, по карте исторических эпох, по карте жанров или даже по глобусу – зависит от воли и мастерства композитора. Музыкальная программа КРЯКК 2015 концептуально посвящена перемещениям в пространстве и времени российской музыки – от академического и джазового авангарда к экспериментальной и танцевальной электронике, от Ленинграда 1980-х до вечного Санкт-Петербурга, от Москвы до Красноярска и обратно до Москвы.



Маршрут первый: Курехин + Айги

28 октября

Красноярская краевая филармония, большой зал

Друзья и восхищенные поклонники называли Сергея Курехина – пианиста, композитора, перформера и концептуалиста – Капитаном. Музыка Капитана всегда вела в бурные воды неизведанного. Самый его известный проект – кросс-культурная «Поп-Механика», в непредсказуемых и неповторимых перформансах которой академические, джазовые и рок-музыканты сталкивались на одной сцене с водолазами и непарнокопытными животными, гармония рождалась из хаоса случайностей.

Трагически рано уйдя из жизни на 42-м году жизни, Курехин оставил после себя объемный корпус записанной музыки, но не оставил нот, поэтому его музыка, дерзкая и парадоксальная, почти не исполняется вживую в наши дни. Ведущий российский кинокомпозитор и руководитель Ансамбля 4'33 Алексей Айги проделал сложную работу и заново воссоздал произведения Сергея Курехина, сняв ее на слух с аудио и видеодорожек, для исполнения в мультимедийном перформансе, посвященном памяти одного из самых блестящих российских музыкальных умов XX века.

Впервые Алексей Айги представил музыку Сергея Курёхина москвичам в декабре 2013 года в «Гоголь-центре»; в 2014-м, в канун 60-летия Капитана, программа была показана на «Усадьбе Jazz» в Архангельском, а 9 июля 2015-го – в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

В программе концерта – произведения Курёхина из кинофильмов «Господин оформитель», «Замок», «Два капитана II», а также музыка «Поп-механики» в специально аранжированных версиях. На сцену вместе с Алексеем Айги, его ансамблем 4'33 и оркестром также выйдут солисты, участники оригинальных курёхинских «Поп-механик» – известные музыканты: Сергей Летов (саксофон), Вячеслав Гайворонский (труба), Владимир Волков (контрабас), Алексей Круглов (саксофон), Екатерина Кичигина (сопрано) и другие.

Мультимедийный перформанс «Курехин + Айги» станет мостом, который свяжет современный Красноярск с Москвой и Ленинградом времен контркультурного расцвета 1980-х и 1990-х.

В концерте примет участие симфонический студенческий оркестр Красноярской государственной академии музыки и театра (руководитель – лауреат Всероссийского конкурса дирижёров В.Н. Шелепов), с которым Алексей Айги проведет ряд репетиций, и выйдет на сцену вместе с Ансамблем 4'33 и солистами.

Алексей Айги: «Я не пытался переделать музыку Курехина, как обычно поступают профессиональные аранжировщики. Не стал приукрашивать или делать из нее «симфоническую поэму». Я так не умею и не люблю. Для меня было важнее всего просто донести музыку Сергея до слушателя в близком к первозданному виде. Мне было приятно, что Летов и Гайворонский, которые много работали с Курехиным, сказали, что моя интерпретация очень близка к Курехину».



Маршрут второй: Леонид Федоров и Владимир Волков

29 октября

Красноярская краевая филармония, малый зал

В течение нескольких лет мы старались пригласить Леонида Фёдорова играть в программе книжного форума в Красноярске, и наконец наш план близок к воплощению.

Два удивительных музыканта Леонид Федоров и Владимир Волков пришли из разных миров, встретились и образовали уникальный дуэт новой музыки, записавший уже 8 альбомов. Леонид Федоров, лидер и основатель «Аукцыона», один из главных представителей современной российской авангардной музыки – выходец из ленинградского рок-подполья. Глубокий интерес к музыке заносил его и на территорию академического авангарда и древнерусской духовной музыки. Леонид Федоров записывался и выступал и с американским авант-рокером Марком Рибо, и с современным классиком Владимиром Мартыновым, и, конечно же, с виртуозом, контрабасистом с мировым именем, основателем неоджазового коллектива «Волковтрио» Владимиром Волковым, закончившим консерваторию, но нашедшим себя в фри-джазе.

На сцене Малого концертного зала Красноярской краевой Филармонии Леонид Федоров и Владимир Волков представят премьеру программы «ОТ СЛОВА ДО СЛОВА. От Введенского до Волохонского». У дуэта Леонид Федоров—Владимир Волков не бывает проходных концертов, к каждому подходит определение «уникальный». Масштаб новой программы и вовсе эпический: фрагменты из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» переплетаются со стихотворениями обэриута Александра Введенского, футуриста Велимира Хлебникова и нашего современника Анри Волохонского, образуя своеобразный мост между историческими событиями 12-ого века и событиями века 21-ого. На сцене звучат виола акустическая гитара, контрабас и рояль.


Маршрут третий: Фестиваль «Ночи Русской Электроники»

30-31 октября

Программа содействия молодым русским музыкантам «Темные Лошадки» в четвертый раз представляет серию музыкальных событий на Красноярской ярмарке книжной культуры, проходящей при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Центральным событием этой серии станет фестиваль электронной музыки «Ночи Русской Электроники» или #NRE, в котором примут участие музыканты Сибири, Самары и Москвы.

В этом году темой фестиваля, традиционно проводимого в Красноярском музейном центре, выбран «трип» – т.е. воображаемое путешествие. Как и в прошлые годы, главными героями Ночи станут самые интересные молодые электронные музыканты России. Остальное изменится.

Во-первых, на территории КМЦ музыканты, собранные из противоположных краев страны, покажут свой экспериментальный, «умный» материал, который погружает слушателя в определенные эмоциональные состояния, а более прикладная музыка, танцевальная, «для ног», будет сыграна на двух вечеринках в клубе «Уважение и Сотрудничество» – в новейшей точке силы, появившейся на клубной карте Красноярска. Во-вторых, основной сценой музыкальной программы в этот раз станет зал «Полиэкран», который подвешен в самом центре уникального здания КМЦ, представляющего собой музей-маршрут. Выступления на сцене «Полиэкран» будут создавать саундтрек к путешествиям зрителей по выставкам КМЦ, придавая дополнительное измерение происходящему.

Важная идеологическая часть «Ночей Русской Электроники» состоит в том, что это не просто фестиваль прогрессивной российской электронной музыки, но и место встречи мыслящих в одном русле музыкантов, находящихся на разных концах необъятной России. Это уникальная возможность прямого обмена идеями, что может вылиться в новые творческие проекты.

Как обычно, при составлении программы было уделено большое внимание идее «локальности». На Ночи Музеев выступят самые интересные электронщики Сибири из Красноярска и Новосибирска. Красноярские премьеры сыграют московские проекты Lovozero и Tikhie Kamni, соединяющие русскую народную музыку и гипертехнологичный электронный звук.

Кураторы фестиваля «Ночи Русской Электроники» – московский музыкальный журналист Денис Бояринов (Colta.ru, «Темные Лошадки») и красноярский электронный музыкант Стас Шарифуллин (HMOT, лейбл Klammklang).

Фестиваль «Ночь Русской Электроники» познакомит вас с картой авангардной электронной музыки России за 2015 год. В прошлые годы в рамках фестиваля «Ночи Русской Электроники» в Красноярске выступали яркие звезды новой российской электроники: HMOT (Красноярск), Speck (Новосибирск), Foresteppe (Бердск), «Самое Большое Простое Число» (Санкт-Петербург), Nocow (Санкт-Петербург), Mujuice (Москва) и другие.


Программа фестиваля

(внимание — в программе возможны изменения)

«Ночи Русской Электроники: Ночь 1»

30 октября, пятница, «Уважение и Сотрудничество» (ул. Обороны, 3)

22:00 Специальный гость: Jurczok 1001 (Швейцария)

23:00 Misha Sultan live (Новосибирск)

23:30 Moa Pillar live (Москва)

00:30 InLensk live (Екатеринбург)

01:30 Marussya Uno dj-set (Красноярск)

«Ночи Русской Электроники: Музейный Трип»

31 октября , суббота, Музейный центр "Площадь мира", зал «Полиэкран»

23:00 Bugaev live (Иркутск – Красноярск)

23:30 Tikhie Kamni live (Москва)

00:00 Lovozero live (Москва)

00:30 Dyad live (Новосибирск)

01:00 Buttechno + Hmot live (Красноярск – Москва)

«Ночи Русской Электроники: Ночь 2»

31 октября, суббота, «Уважение и Сотрудничество» (ул. Обороны, 3)

23:00 Luke dj-set (Красноярск)

01:30 Slamjack live (Челябинск)

02:30 Buttechno dj-set (Москва)

05:00 Appleyard dj-set (Красноярск)

Подробнее об участниках фестиваля «Ночи Русской Электроники»

APPLEYARD (Красноярск)

Несмотря на то, что разговор о сибирском электронном андеграунде в музыкальном историческом контексте может выйти достаточно коротким, в этой среде появились уже свои ветераны. Среди них – Сергей Дёмин, больше известный под псевдонимом Appleyard. Встав за диджейский пульт в возрасте 15 лет в родном Лесосибирске, спустя 10 лет и 300 километров к югу он участвует в первой красноярской версии проекта Boiler Room и готовит дебютный сольный релиз на экспериментальном кассетном лейбле Klammklang. Сергей — один из основателей и наиболее активных участников нашумевшей группировки Gimme5, не так давно ярко вспыхнувшей на волне beats-музыки. Теперь же, отметившись на многочисленных музыкальных сборниках (в числе которых и «Fly Russia», получивший международное признание) и попрактиковавшись в создании ремиксов, Appleyard стал развивать свое звучание, соединяющее размеренные толчки плотного баса и грув атипичного техно.

BUGAEV (Иркутск-Красноярск)

Никита Бугаев, саунд-артист и композитор из Иркутска, пишет музыку уже достаточно давно, впрочем, дебютировал он лишь в прошлом месяце – его кассету выпустил датский лейбл Phinery. Никита создает музыку из шума – разбивает звук на мельчайшие частицы, «гранулы», чтобы затем скроить из них свои минималистичные, крайне красивые и хрупкие, звуковые ландшафты. Придерживаясь принципа «минимум – максимум», он, тем не менее, использует широкий арсенал интереснейших сонорных приемов, выстраивая свою музыку вокруг ясных мелодических линий, где шум – не акустическая помеха (и даже не «дизайнерский» звуковой элемент), а полноценный инструмент, ведущий диалог со слушателем. Такая композиционная парадигма была впервые обозначена итальянским футуристом Луиджи Руссоло еще в начале XX века, чтобы затем совершить качественный переход: через эксперименты Штокхаузена, Шеффера, Кейджа и прочих – к музыкальному творчеству шумовых артистов века цифровых технологий. К числу последних Никита Бугаев как раз и относится.

BUTTECHNO (Москва)

Когда-то Паша Миляков рисовал принты для Гоши Рубчинского, работал дизайнером «Афиши» и играл на гитаре в «Ночных кобрах». Теперь у него есть свой, уже достаточно известный как в России, так и на Западе электронный проект Buttechno, с которым он записывает музыку для показов Рубчинского и принимает участие в московских сессиях Boiler Room. Паша обращается к метафизике музыкального поиска, отрекаясь от условностей, контекста и конъюнктуры. Манипулируя техно- и хаус-паттернами, вплетая аналоговые синтезаторы и драм-машины в свой туманный, психоделический звукоряд, он записывает собственные композиции – порой немного странные, но от этого не менее интересные и актуальные. Помимо сольного проекта, Паша руководит московской формацией John’s Kingdom — это комьюнити, кассетный лейбл, музыкальный паблик, странная секта, серия вечеринок — на самом деле неизвестно что. Никто о них толком ничего не знает, сами они ничего напрямую не говорят (разве что, добавляя мистики, именуют себя «группой достаточно неизвестных артистов») и только публикуют в соцсетях все новые и новые треки своих проектов. Сегодня о Паше и его друзьях пишет британский журнал Dazed & Confused, они ведут паблик с тремя тысячами подписчиков, а их записи сопровождают телевизионные фильмы. Правда, понятнее с тех пор ничего не стало.

DYAD (Новосибирск)

Слой за слоем, из кирпичиков звука разных форм и размеров складываются аккорды, мелодии приходят и уходят. Бит и бас вместе создают пульсацию, перед ноутбуком стоит парень с электрогитарой и что-то поет в микрофон. Камерная музыка на танцполе андерграундного клуба. Это почти как строить обсерваторию у себя в голове. Это как будто танцевать во сне. Dyad – это термин из античной философии Древней Греции, описывающий абстракцию состояния двойственной позиции, диалектического противоречия, ограниченного строгими рамками формальной логики. Почти то же самое можно сказать в отношении Евгения Гаврилова, однажды выбравшего себе такой псевдоним. Он занимает одну из основных позиций на сибирской электронной сцене, входит в группу лидеров сообщества «Эхотурист», являясь сооснователем шугейз группы FPRF и участником программы Red Bull Music Academy. При этом Евгений всегда старается найти пространство для своего личного творчества — в безграничном царстве персонального восприятия, где можно представлять музыку, какой бы она могла быть вне любого контекстуального влияния.

INLENSK (Екатеринбург)

Имея ноль подписчиков на SoundCloud и старенький ноутбук для записи музыки, уроженец деревни Ленск Геннадий Волгарёв выпустил свой дебютный релиз под псевдонимом InLensk на лейбле Николаса Джаара Other People и попал из сибирской глуши на передовую экспансии русских музыкантов на Запад. Волгарёв родился в Ленске и прожил там до девяти лет, оттуда с родителями перебрался в ненамного более крупный город Лесной, а буквально несколько лет назад — в Екатеринбург, где на местном лейбле Up! Up! Up! Music вышел релиз его первого проекта с разудалой поп-электроникой Oldfilm. Но, по его же словам, для более глубокой рефлексии и настоящих творческих поисков он придумал проект InLensk, музыка которого напрямую связана с воспоминаниями детских лет о глухой провинции. Его заприметили управленцы Other People, а потом позвонил и сам Джаар. В итоге совсем недавно пластинка «Obratno» вышла на виниле, а вокруг фигуры Волгарёва начался настоящий хайп.

HAUST (Красноярск)

Творческий псевдоним красноярского виджея и графического дизайнера Дарьи Бескорсой, которая за последний пару лет отметилась практически во всех ключевых музыкальных проектах Сибири, включая региональную версию фестиваля CTM, проект Boiler Room и целый ряд видных событий в самом Красноярске — в их числе участие во всех версиях «Ночей Русской Электроники» за последние несколько лет.

HMOT

Проект Станислава Шарифуллина, композитора и саунд-артиста из Красноярска. Он часто выступает в роли куратора музыкальных, художественных и научных событий в городах Сибири и координирует работу своего кассетного лейбла Klammklang. Выходец из Лесосибирска, Станислав запустил платформу Gimme5 – сообщество, блог и лейбл, который оказал сильное влияние и во многом оформил красноярский электронный андеграунд. Его дебютная запись «Lost In Taiga» – сплит с питерским музыкантом Nocow – был издан сетевым лейблом Origami Sound из Румынии. Последующий релиз «Oneirology» вышел на русской версии медиалейбла Fuselab. Последнюю на данный момент EP «Barricades» выпустил карельский лейбл Full of Nothing – это минималистичная и тщательно проработанная танцевальная музыка, где гул и жужжание модульных синтезаторов накладываются поверх кликающих ритмических квадратов хауса и техно. Стас по образованию лингвист, кандидат филологических наук, расценивает язык и музыку – феноменами одного порядка и руководствуется этим принципом в своем творчестве. Насыщенное деталями и аллюзиями звучание проекта HMOT имеет четкую структуру и абсолютно естественно воспринимается слушателем.

MARUSSYA UNO (Красноярск)

Одна из заметных представительниц красноярского диджейского сообщества, в своих сетах отдающая предпочтение минималистичному и атмосферному звучанию — где-то между эмбиентом и техно.

LOVOZERO (Москва)

«Заговоры», «Обереги», «Травы» — тут уже по заголовкам понятно: речь о давнем, древнем, глубоком и родном; точнее — не речь, а пение. Проект Lovozero, созданный художником и музыкантом из Москвы Анастасией Толчневой — знаменательный заход молодой русской музыки на огромную территорию, которая почему-то очень редко удостаивается внимания нового поколения: на территорию фольклора, архаики и звука, понятого как ритуал. Дебютный альбом, в котором полуобрядовые распевы как будто эхо отражаются от цифрового баса и топкого ритма, — пожалуй, скорее попытка выучить новый, он же родной, язык; но попытка многообещающая.

MOA PILLAR (Москва)

За пять лет существования проекта московский электронный музыкант и саунд-артист Федор Переверзев успел подвергнуть его аж нескольким серьезным метаморфозам — в 2010-м году это была новомодная в то время «бит-музыка», абстрактный хип-хоп и выстукивание бита пальцами на сэмплере; год спустя японское железо сменилось на лэптоп, а музыка ушла в колею насыщенного деталями футворка и джука. После этого Moa Pillar стал полноценной живой группой с вокалистом и гитаристом, и три года спустя – это вновь проект одного человека с лэптопом, контроллером и звуковой картой. Правда теперь из этой карты несется мощнейший поток мрачной и напористой электроники — по сути, это ритуальная музыка, аутентичная фолктроника, вдохновленная берлинским техно и, пожалуй, скандинавской традицией дроуна и дарк-эмбиента. Отечественная пресса всерьез пишет о том, что на новой пластинке «Humanity» Федор выпустил наружу всех своих демонов и теперь приглашает нас поводить с ними хоровод — впрочем, почему бы и нет?

TIKHIE KAMNI (Москва)

Вкрадчивый женский голос поет о стоянии в рукавах реки, еле слышно повторяет неразличимые слова, растягивает гласные и, как когда-то пелось, «улетает в небо». Это дуэт Tikhie Kamni, проект Анастасии Толчневой (Lovozero) и Федора Переверзева (Moa Pillar). Настя и Федя сочиняют электроакустический эмбиент и фолк, а главный источник их вдохновения — путешествия. Они совершали вылазки в самые разные места России, искали вдохновения у природы и случайных обстоятельств. Подобно естествоиспытателям, ведущим путевые заметки или судовые журналы, музыканты делали в поездках полевые акустические записи. Как в любом путешествии, многие вещи им открывались совершенно случайно, но были явления, которые приходилось осмысливать уже дома. За четыре года зарисовки превратились в удивительно атмосферный и познавательный дебютный альбом «Земли», который выпустил карельский лейбл Full Of Nothing. Это пластинка, проверенная временем и расстояниями, выдержанная дружбой и приключениями.

SLAMJACK (Челябинск)

Новый проект Станислава Грищука, он же DJ 1985 — пожалуй, самого востребованного диджея, проживающего за пределами Москвы и Петербурга. Станислав — человек с уникальным вкусом и стилем игры, выступающий с начала 2000-х годов. Его первой любовью были джангл и драм-н-бейс, благодаря своей необычной манере игры и нестандартному музыкальному вкусу DJ 1985 играл на разогреве у таких музыкантов, как Seba, LTJ Bukem, Goldie и D-Bridge. В 2010 году его музыкальные вкусы сместились в сторону тотальной эклектики, при этом не потеряв своей уникальности. В 2012 году он запустил блог, а впоследствии и целое сообщество любителей музыки, диджеев и музыкантов под названием Waxxx. Новый же проект Slamjack — дань уважения чикагскому музыкальному андеграунду.

MISHA SULTAN (Новосибирск)

Сольный проект новосибирского гитариста и музыканта Михаила Гаврилова — участника проекта FPRF и многих других коллабораций, чьи записи выпускаются, в основном, местными независимыми лейблами — Echotourist и Hair Del. Михаил вживую записывает и обрабатывает синтезаторные и гитарные петли, пропуская их через свои цепи эффектов. На выходе получается мечтательная инструментальная музыка в радиусе от эмбиента и нью-эйджа до немецкого краутрока. По словам музыканта, его творчество находится под большим влиянием структурно-гармонических особенностей традиционной восточной музыки — отсюда и название.

Специальный гость:

Jurczok 1001 (Швейцария)

Специальный гость фестиваля «Ночи Русской Электроники» – швейцарский музыкант, поэт и битбоксер Jurczok 1001. Житель Цюриха изобрел собственный оригинальный жанр spoken beat, в котором рэп встречается с поэзией, а захватывающий ритм с увлекательными историями, рассказанными на швейцарском диалекте немецкого. При поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» Jurczok 1001 представит в Красноярске живой музыкально-литературный перформанс, в котором он не использует никаких дополнительных приспособлений кроме loop-сэмплера, микрофона и собственного голоса.