Красноярская ярмарка книжной культуры

Выставочные проекты

Холл

Дмитрий Цветков

Также как театр начинается с вешалки, экспозиция в МВДЦ Сибирь начинается с холла, художественным оформлением которого уже не первый год занимается известный современный художник Дмитрий Цветков. В этом году пространство холла отсылает нас к 60-м годам XX века: поре обновления, новых надежд и начинаний.


«Камень. Ножницы. Бумага». Лаборатория Дмитрия Крымова

(Авторы: Дмитрий Крымов, Мария Трегубова, Вера Мартынова. Куратор: Дмитрий Родионов. Организатор: Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Москва)

Уникальная выставка театрально-художественных работ Лаборатории Дмитрия Крымова — замечательного художника, режиссера, сценографа и театрального педагога. Организаторы выставки в Москве — Бахрушинский Театральный музей и Выставочный зал «Манеж» — впервые выступают партнерами КРЯКК и привозят в Красноярск свой масштабный проект. Для КРЯКК сочинена специальная версия проекта «Камень. Ножницы. Бумага». Зритель увидит не традиционную театральную выставку с реквизитом спектаклей, а сам творческий процесс, воплотившийся в серии инсталляций, посвященных избранным постановкам, выпущенным Лабораторией с 2004 года.


Олег Михайлов «Царь-Рыба»

В экспозиции «Царь-рыба» — оригиналы иллюстраций Олега Михайлова к прозе Виктора Петровича Астафьева. 2014 год — год девяностолетия Виктора Астафьева. В преддверии юбилейного года Виктора Петровича Астафьева издательство «Вита Нова» выпустило в свет одно из наиболее значительных произведений писателя — повествование в рассказах «Царь-рыба». Книга выпущена в серии «Рукописи», посвященной литературным произведениям со сложной издательской судьбой. Прохождение публикаций книги было мучительным для автора, текст подвергался жесточайшей цензуре. И даже в таком искаженном виде книга заслужила любовь читателей и многократно издавалась. В новом издании публикуется последняя прижизненная версия книги без цензурных изъятий. Иллюстрации созданы петербургским художником Олегом Михайловым по заказу издательства «Вита Нова».


Василий Голубев «Москва-Петушки»

Выставка иллюстраций к поэме «Москва–Петушки» подготовлена петербургским издательством «Вита Нова» и приурочена к 75-летию со дня рождения Венедикта Ерофеева. Книга-прорыв, позволившая исследователям говорить о непрерывности русской литературной традиции, многократно издавалась как в России, так и за рубежом. Особенностью данного издания стали оригинальные ироничные иллюстрации Василия Голубева, отражающие двойственный мир поэмы: мистериальный и ностальгически обыденный одновременно.


Маяковский и Родченко. Плакатные акции

Дизайнер и куратор Сергей Серов представит выставку плакатов, приуроченную к юбилеям А. Родченко и В. Маяковского. В рамках плакатной акции современные графические дизайнеры обратились к менее известной стороне творчества Владимира Маяковского, ведь он был не только выдающимся поэтом. Маяковский стоял у истоков отечественного дизайна, был частью русского авангарда, оказавшего влияние на всю визуальную культуру ХХ века. С его именем связано создание новых форм агитации «шершавым языком плаката». Он был соавтором и соратником одного из «пионеров советского дизайна» Александра Родченко, в сотрудничестве с которым он внес бесценный вклад в разработку новых визуальных форм графического дизайна и рекламы.


Андрей Логвин «Русский нарратив»

Авторский проект дизайнера Андрея Логвина посвящен исследованиям фонетических и пластических особенностей русского языка и алфавита в жестких рамках структуры «3х5» (средняя длина слова в русском языке 5,36 букв). Графическое рассуждение на тему языковой картины мира русского человека: о том, что мы ищем смысл там, где его нет, слышим, то, что хотим, а видим, то, что не видит никто, кроме нас.


Эрик Хёвел «Поиск»

Традиционно «Бумфест» представляет на КРЯКК наиболее интересные русскоязычные новинки из мира комиксов — в этом году серьезный графический роман «Поиск», ориентированный, в первую очередь, на подростков. Из выставки, в которой представлены страницы книги, зрители узнают историю еврейской девушки Эстер, которая бежала от нацистов в Голландию и выжила, скрываясь в разных деревнях. К сожалению, ее родителям не так повезло — они были отправлены в концлагерь. Но о последних месяцах их жизни она ничего не знает. Много лет спустя Эстер рассказывает эту историю своему внуку. С его помощью она находит старого друга и, наконец, узнает, как родители встретили свою судьбу в Освенциме.

Книга была создана Эриком Хёвелом (Eric Heuvel) и Домом-музеем Анны Франк (Голландия) в 2007 году и уже переведена на несколько языков, а в этом году выходит на русском.


Андрей и Наталья Снегирёвы «Кешка в центре внимания»

Издательство «КомпасГид» представляет на детской сцене КРЯКК выставку комиксов про кота Кешку и мастер-класс для детей по созданию рисованных историй. Комиксы русских художников-иллюстраторов про Кешку и его хозяина были оценены не только юными читателями и их родителями, но и многочисленными призами российских и международных конкурсов и фестивалей.


КРЯКК в гостях у Стрелки


Каждый год значительная часть выставочной программы Красноярской ярмарки книжной культуры проходит в Красноярском музейном центре, и ярмарка этого года не стала исключением. В рамках осенней Музейной ночи программа КРЯКК в гостях у Стрелки предлагает окунуться в мир современного искусства, использующего различные языки, технологии и культурные коды, при этом исследующего тему трансформации культурных традиций прошлого.


Театр.


Shoot/Get Treasure/Repeat

Спектакль по пьесе Марка Равенхилла.

Режиссеры: Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, при участии Александра Вартанова.

«театр post» представляет российскую премьеру «Shoot/Get Treasure/Repeat» Марка Равенхилла — эпического цикла из 16 коротких пьес, написанного в 2007 году по заказу фестиваля «Эдинбургский фриндж» — в постановке ведущих молодых режиссеров отечественной сцены Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского (при участии Александра Вартанова).

«Shoot/Get Treasure/Repeat» — одна из первых в истории искусства попыток зафиксировать в эпической форме рефлексию современного человека на начало нового века, наступившего 11 сентября 2001 года. Равенхилл запечатлел первую реакцию человечества на спровоцированные столкновением цивилизаций тектонические сдвиги в общественной жизни и на возникновение определяющего сегодняшнюю действительность нового медийного сознания. Цикл Равенхилла — эпос о становлении современной реальности, трагические приметы которой воспринимаются сегодня неотъемлемой частью окружающей жизни.

Со дня взрывов нью-йоркских башен-близнецов прошло 11 лет. Отрефлексированность зафиксированного драматургом «определенного состояния мира» в культуре и медиа делает невозможным идентификацию с героями цикла и подталкивает к необходимости отчуждения текстов, сюжетов и ситуаций. Эта необходимость в известной степени предопределена самим автором, выводящим эпический объем своего произведения за рамки сиюминутного «здесь и сейчас»: герои цикла — не люди, но идеи, а становящиеся участниками изощренной постмодернистской игры персонажи «Shoot/Get Treasure/Repeat» лишь исполняют роль их носителей и глашатаев.

Невозможность обеспечить подлинность реализации цикла традиционными театральными средствами делает единственным возможным способом работы с ним экспонирование текста, его погружение в музейный дискурс, образуемый особым типом взаимоотношений артистов и текста, артистов и публики, артистов между собой. Это музейного типа пространство дарует зрителю право свободно перемещаться по территории «Shoot/Get Treasure/Repeat» и самостоятельно определять индивидуальный маршрут — не становясь заложниками ситуаций и смыслов, транслируемых текстом и его проводниками.


Независимая театральная группа «театр post» была основана в 2011 году учеником выдающегося режиссера Льва Додина, выпускником СПГАТИ Дмитрием Волкостреловым, и объединила лучших молодых актеров Москвы и Санкт-Петербурга. Цель работы «театра post» — сближение актуального искусства и театра, поиск нового театрального языка и исследование современного мира театральными средствами. Название театра отсылает к теории постдраматического театра немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана.


Выставка


Текстологии

Куратор: Анастасия Каркачева.

Участники выставки: Павел Арсеньев, Настя Денисова, Полина Заславская, Алексей Кручковский, Илья Орлов, Никита Пирогов, Никита Сафонов, Анна Толкачева, Наталья Федорова.

Выставка объединяет поэтов, для которых художественная практика является важной составляющей творческого опыта, и художников, обладающих поэтическими интуициями или работающих с текстом. Это исследование возможностей взаимной переводимости словесного и пластического высказываний.

Важным является тот факт, что проект был рожден в Санкт-Петербурге, городе с возможно самой активной литературной жизнью в настоящее время, что находит подтверждение и в поэтической программе КРЯКК 2013. Так поэтическая конференция в рамках КРЯКК посвящена литературному наследию Аркадия Драгомощенко, оказавшему значительное влияние на формирование современной питерской "школы". В рамках конференции выступят, в частности, поэты, участвующие в проекте "Текстологии": Павел Арсеньев и Никита Сафонов.

Выставка осуществлена при поддержке литературно-критического альманаха "Транслит", с которым КРЯКК сотрудничает уже второй год подряд.


Медиа-арт


Елена Деми-дова

Мироточение

Интерактивная инсталляция посвящена проникновению поэтического языка прошлых лет в язык современного медиа искусства. Тема «иного прочтения» прошлого, трансформации лингвистических и фонетических паттернов проходит через всю культурную программу КРЯКК, а в инсталляции Елены Деми-довой к данному процессу мы приглашаем присоединиться и зрителей.


Перформанс


Наталия Мали

PERFORMANCE ART LABORATORY — ‘ReAct PRIGOV’

Наталия Мали — художник-перформансист. Имеет степень Магистра по специализации 'Перформанс и Культура', Drama Department, Лондонский Университет, Голдсмит Колледж. Живет и работает в Лондоне и Москве.

ReAct Prigov — воркшоп, который был задуман для тех, кто хочет попробовать свои силы в жанре 'performance art'. Его участниками стали 10 молодых художников из Красноярска и Москвы. В рамках Музейной ночи вниманию зрителей будет предложена перформативная программа, сложившаяся в результате интенсивного 4-х дневного обучения языков, на которых перформативное искусство может говорить сегодня.

Одним из методов перформативной репрезентации, который будет исследоваться в рамках мастер-класса, станет опыт Дмитрия Александровича Пригова. Примечательно, что в этом году в рамках книжной ярмарки издательство НЛО представляет многотомное издание творческого наследия уникального автора.


Роман Осминкин

Аудио-визуальный поэтический перформанс

С помощью новых медиа слово обрело способность «отзываться» моментально, сделавшись внутренней частью бесконечного коммуникационного процесса, в котором уже не отличить, где собственно заканчивается творческий акт и начинается акт восприятия. Впервые перформанс был продемонстрирован в рамках проекта Текстологии, с тех пор Роман Осминкин успешно исследует все новые и новые тексты на предмет образования скрытых лингвистических и фонетических смыслов.


Patrick K.-H. / Олег Макаров

Room Sketch: Von den Dichtern
пространственный саунд-арт, EAI.

Очередной эксперимент московских медиа художников посвящен исследованию поэзии с позиции фонетики. Фрагментируя текст, доводя его до рандомной последовательности звуковых колебаний, Patrick K.-H. и Олег Макаров заступают на территорию редкого в России жанра «звуковой поэзии» («sound poetry»).


Синтез жанров


Видеопоэзия. The Bestest

Кураторы и ведущие: Андрей Родионов и Екатерина Троепольская

Самый известный и разносторонний отечественный фестиваль видеопоэзии "Пятая нога" приглашает вас оценить нашу сборную программу The Bestest. Видеопоэзия — синтетический жанр, обнажающий приёмы поэзии и видео-арта, соединяя работу современного режиссёра и современного поэта. Формат — короткий и ультракороткий метр.

В программе короткие видео на стихи Тимура Кибирова, Льва Рубинштейна, Елены Фанайловой, Андрея Родионова, Всеволода Емелина, Кирилла Медведева, Романа Осминкина и других современных поэтов. Программа частично субтитрирована и адаптирована для иностранного зрителя.



Специальные проекты

Важной частью программы КРЯКК в гостях у Стрелки в этом году стали международные проекты, как от старых друзей ярмарки, так и от партнеров, с которыми КРЯКК сотрудничает впервые.


Датские иллюстрированные книги для детей

«Секач» галерея.

Литературный Центр Датского Государственного совета по Искусству и Королевское посольство Дании в Москве представляют уникальный выставочный проект «Датские иллюстрированные книги для детей».

Выставка представляет лучшие образцы датской литературы для детей, которые знакомят российскую публику с традициями датской иллюстрированной книги, историей развития и расцвета этого культурного явления. Также в рамках развития данного проекта 3 ноября в Красноярском музейном центре будет организован мастер-класс датского иллюстратора Ларса Вегаса.

В рамках программы КРЯКК "Литература стран Северной Европы для детей и подростков".


Диксон быт/Границы льда

Речная галерея.

Совместный художественно-исследовательский проект двух авторов из Швейцарии — фотографа Беата Швайцера и писателя Урса Маннхарта рассказывает о жизни людей в условиях российского Крайнего Севера.

При поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в рамках программы «Swiss Made в России. Обмен в сфере современной культуры. 2013-2015.


Марк-Антуан Матье

Подвалы былого. Отрывки из дневника одного эксперта.

Французский автор рисованных историй, родился в 1959 году.

Марк-Антуан Матье автор многочисленных альбомов и лауреат престижных премий, в том числе, на Международном фестивале комиксов в Ангулеме.

Черно-белые рисованные истории Марк-Антуана Матье впечатляют высоким художественном мастерством, а также богатой и сложной структурой самого рассказа. Источником вдохновения ему служит, в том числе творчество Кафки и Борхеса. Автор использует все графические возможности жанра комикса, создавая удивительно живые истории.

В октябре 2006 года в рамках проекта «Лувр в комиксе» вышла его книга Les Sous-sols du Révolu — Extraits du journal d'un expert в издательстве Futuropolis, которое уже несколько лет сотрудничает с музеем. Результатом этого проекта стало издание превосходных произведений авторов мирового уровня на тему Лувра и его коллекций, а также выставка в 2009 году в самом музее.