Литературная премия НОС

Концепция спецпроекта Инспектор НОС

Задача спецпроекта премии состоит в том, чтобы произвести инвентаризацию и оценку постсоветского детектива, написанного на русском языке. В советское время этот жанр существовал, скорее, номинально. Можно, конечно, вспомнить Юлиана Семенова или братьев Вайнеров, но в целом популярность зарубежного детектива была значительно выше популярности отечественных авторов. Видимо, существовали какие-то социальные запреты, препятствующие развитию этого жанра в СССР, которые еще ждут своего исследователя. После Перестройки жанр детектива расцвел, тиражи детективных романов вызывают зависть у авторов «серьезной» литературы, а имена их создателей известны всей стране. Жанровое разнообразие детектива тоже огромно: от мужского к женскому, от иронического к нуару, от современного к историческому.

Но и в период расцвета детективная литература провоцирует весьма острые вопросы. Работают ли «детективщики» исключительно на потребу публики, или все-таки наш детектив прорывается за пределы «низких жанров» и становится серьезной социальной, философской, психологической или какой-либо другой «высокой» литературой? Вторичен ли русский детектив, копирует ли он полностью западные образцы, или же привносит что-то оригинальное и занимает свое независимое и достойное место в мировой детективной традиции? Оригинальность можно связывать не столько с возникновением новых направлений – здесь вряд ли возможен принципиальный прорыв, – сколько с созданием новых сюжетных ходов, нового культурного и бытового контекста детективного расследования, нового яркого образа детектива, профессионала или любителя.

Именно поэтому организаторы премии решили уклониться от прямого и, как кажется, довольно нелепого выбора лучшего детективного романа двух с небольшим последних десятилетий, поскольку, каким бы ни был этот выбор, он вряд ли что-то изменит в сложившемся литературном ландшафте и вряд ли откроет нам что-то новое, кроме вкусовых пристрастий членов жюри. Вместо этого предлагается своего рода деконструкция детективного жанра, а если говорить проще, то ответить на три содержательных вопроса.

  1. Написаны ли на русском языке детективные произведения, значение которых выходит за рамки жанра и может рассматриваться как вклад в литературу?
  2. Вносят ли авторы, пишущие на русском языке, свой вклад в развитие жанра, есть ли что-то новое в их сюжетных ходах, загадках, а главное – разгадках?
  3. Созданы ли за последние десятилетия новые яркие образы сыщиков-профессионалов или любителей, расследующих преступления, которые способны встать рядом с Шерлоком Холмсом, комиссаром Мегрэ, патером Брауном или – мечтать, так мечтать! – с миссис Марпл?

Итак, жюри в спорах и дискуссиях между собой, с критиками и залом попробует отобрать 5-7 книг, каждая из которых может стать убедительным аргументом положительного ответа хотя бы на один из этих вопросов. А дальше все равно придется решать, что же мы хотим и готовы считать нашим главным прорывом в области детектива. Иначе говоря, что для нас важнее: интрига, гений сыска или большая литература. Если, конечно, не найдется романа, которому удастся совместить все три составляющих детективного рецепта по-русски.