Карамзинские стипендии

Проекты 2020 года

Проекты ШАГИ 2020 года:

1. Социально-политическая роль мифа в античности и средневековье. Руководитель проекта: Гринцер Н. П.

2. Универсальные и специализированные методы решения проблемных ситуаций. Руководитель проекта: Спиридонов В.Ф.

3. Мифологические модели в евразийском фольклоре и способы их трансмиссии. Руководитель проекта: Неклюдов С. Ю.

4. Архив и документ в перформативных искусствах: теории, методологии и практики. Руководитель проекта: Лидерман Ю. Г.

5. Фольклорные идеологии и поведенческие стратегии в современном городе. Руководитель проекта: Петров Н. В.

6. Темпоральный поворот в теории исторического знания на рубеже XX-XXI веков. Руководитель проекта: Олейников А. А.

7. Социальные практики и процессы литературной кодификации. Руководитель проекта: Ершова И. В.

8. Стратегия и организация власти в зеркале персональной номинации человека Средневековой Руси. Руководитель проекта: Успенский Ф.Б.


Аннотации проектов.

Требования к кандидатам на исследовательские позиции указаны в конкретных проектах.

Проект 1. Социально-политическая роль мифа в античности и средневековье

В ходе работы предполагается проанализировать функционирование различных мифологических сюжетов в письменных памятниках различных жанров и типов, включая историографические сочинения, научные трактаты, а также разнообразные литературные тексты, от классического эпоса и драмы до позднеантичной лирики. При этом будут преследоваться две взаимосвязанные цели: с одной стороны, показать особенности использования и трансформации традиционного сюжета в конкретном произведении, его роль в целостной интерпретации литературного памятника, а с другой, выявить его возможную связь с актуальной на тот момент социальной, идеологической и политической повесткой дня. Таким образом предполагается доказать, что обработка мифа в литературных текстах определялась не только чисто художественными и эстетическими задачами, но и своеобразной социально-политической нагрузкой, постепенно закрепившейся за определенными мифологическими сюжетами. В результате оказывается, что ключевые типы мифа на протяжении всей античности (а также раннего средневековья) подразумевают определенный набор социо-политических коннотаций (например, героический миф может подразумевать темы военной экспансии, ограниченности/неограниченности личной власти, роль личности в социуме и т.д.). При этом такие коннотации оказываются не раз навсегда однозначно закрепленными, но динамическими: в зависимости от конкретной политической ситуации (например, типа государственного устройства) одни и те же мифологические мотивы могут получать противоположную интерпретацию, дополнительную нюансировку и т.д. В итоге, учет подобной идеологической составляющей становится необходимым условием для адекватной трактовки как отдельных памятников, так и целых жанров античной и средневековой словесности, их места в общем развитии древней литературы и особенностей их восприятия в конкретную историческую эпоху. При этом акцент будет сделан на ключевых периодах становления и развития античной и средневековой цивилизации: формировании демократического греческого полиса, перехода от республики к империи в Риме, возникновении первых средневековых государств. На основе анализа важнейших текстов соответствующих периодов предполагается показать, что:

- миф является одним из важнейших способов не только отражения, но и формирования актуальных политических дискуссий;- отбор мифологического материала в рамках конкретных произведений и литературных жанров во многом определяется возможностью его адаптации к современной социальной и идеологической ситуации;

- набор социально-политических характеристик определенного типа мифа остается постоянным на протяжении всей античности, но при этом оценка этих характеристик может варьироваться применительно к конкретной исторической ситуации;

- античная мифология являлась одним из важнейших инструментов формирования государственной идеологии в раннем и высоком средневековье;

Руководитель проекта: член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС Николай Павлович Гринцер.


Требования к кандидатам:

Мы заинтересованы в молодых исследователях, имеющих необходимую подготовку в области антиковедения. Она должна включать:

- знание древнегреческого и/или латинского языка, достаточное для чтения, анализа и комментирования оригинальных текстов.

- умение работать с электронными базами данных по антиковедению и медиевистике;

- владение как минимум одним (английский), лучше несколькими основными европейскими языками, достаточное для интенсивной работы со специальной литературой;

Конкретный профиль образования и научно-исследовательской подготовки может быть как филологическим, так и историческим, историко-культурным, философским, но при этом кандидат должен обладать вкусом и склонностью к исследованиям, основанным на изучении конкретных памятников и текстов, рассматриваемых под различными углами зрениями, в совмещении исторической, социальной, языковой и литературоведческой перспектив. К сфере научных интересов соискателей может относиться литература, история идей и политическая история Древней Греции и Рима и раннего европейского средневековья; рецепция античной культуры в Западной Европе и России.

Приветствуются:

- опыт самостоятельной исследовательской работы в областях, связанных с темой проекта;

- способности к научно-организационной деятельности (помощь в подготовке и проведении семинаров и конференций в рамках проекта).

Проект 2. Универсальные и специализированные методы решения проблемных ситуаций

Феноменология решения творческих задач широко известна. Описаны этапы этого процесса (H. Poincar, 1913; G. Wallas, 1926; R. Sternberg, 1986), факторы, влияющие на его успешность (P. Olron, 1963; K. Kotovsky, J.R. Hayes, H.A. Simon, 1985), состав процессов решения (С.Л. Рубинштейн, 1958; А.В. Брушлинский, 1979; Ж.-Ф. Ришар, 1998), виды и функции различных интеллектуальных средств (Ж. Пиаже, 1969; И.И. Ильясов, 1992; В.В. Давыдов, 1972; Л.Н. Ланда, 1969; В.Ф. Спиридонов, 2000, 2007, 2013, 2018), личностные и мотивационные переменные решения (О.К. Тихомиров, 1969; Х. Хекхаузен, 2001; A. Bandura, 1989) и многое другое. Изучение различных методов решения задач также представляет собой вполне разработанную область исследований. Начиная с работ гештальтпсихологов (Duncker, 1926) представления о методах решения прочно входит в теоретический арсенал исследователей. Противопоставление "сильных" (специализированных) и "слабых" (универсальных) методов решения было предложено гораздо позже в работах Г. Саймона (см., например, Klahr, Simon, 1999). Суть этого различения состоит в том, чтобы указать на существование методов, тесно связанных с материалом конкретной решаемой задачи, и методов (часто их называют эвристики или эвристические стратегии), которые независимы (или относительно независимы) от материала проблемной ситуации и могут быть использованы в самых разных контекстах. Несмотря на свою эвристичность, данная идея не получила широкого распространения. Количество моделей, использующие понятие эвристики весьма велико (например, MacGregor, Ormerod, Chronicle, 2001; Chronicle, MacGregor, Ormerod, 2004; Chein, Weisberg, 2014), но анализ совместного использования разнотипных методов решения практически не встречается. Именно взаимодействие двух методов, относящихся к двум названным группам, в структуре решения задачи представляет собой основную проблему настоящего исследования.

Проект направлен на достижение нескольких связанных целей:

1. Описание феноменологии и построение классификаций универсальных и специализированных методов решения. Частично данная задача не может считаться новой, поскольку описания и классификации эвристических средств присутствуют в литературе (Ильясов, 1992; Спиридонов, 2006). Однако специализированные методы описаны гораздо хуже, а их развернутые классификации нам неизвестны. Решение данной задачи представляется необходимым для реализации всех последующих этапов исследования.

2. Разработка аналитических методов фиксации в протоколах решения эвристик и специализированных методов решения. Данная методическая задача предполагает разработку и эмпирическую проверку процедур, направленных на выявление использованных методов решения в протоколах разноплановых мыслительных задач, которые предполагается использовать в экспериментах.

3. Теоретический и экспериментальный анализ взаимодействия универсальных и специализированных методов в структуре решения инсайтных и неинсайтных задач. Достижение данной цели предполагает разработку и экспериментальную проверку теоретических моделей, описывающих взаимодействие методов решения, относящихся к различным их типам.

Руководитель темы: Спиридонов В.Ф., доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС

Требования к кандидатам: знание английского, достаточное для чтения научных статей по теме. Владение основами экспериментальной психологии.

Проект 3. Мифологические модели в евразийском фольклоре и способы их трансмиссии.

Проект посвящен анализу евразийского «культурного текста» (фольклорного, книжного, изобразительного) с точки зрения текстопорождающих мифологических моделей, определению пересечений и различий в мифологических традициях Евразии, а также степени зависимости индоевропейских традиций от евразийского контекста. Данная проблематика предполагает изучение процесса трансмиссии «культурного текста» в разных социокультурных традициях и кодовых системах (вербальных – визуальных, устных – письменных), механизмов интерсемиотического перевода и дрейфа мифологических мотивов между фольклором, книжностью и иконографией. В рамках проекта предполагается выявить модели и механизмы интерпретации и мифологизации физиологических ощущений человека на примере состояний, связанных со сном, анализ способов трансмиссии подобных моделей. Особый исследовательский ракурс представляет рассмотрение мифологических фантомов эпохи модерна как продуктов синтеза научной (~ квазинаучной), литературной и фольклорной традиций («снежный человек» и сходные с ним персонажи); изучение генезиса и исторической эволюции явления, его содержательных и прагматических аспектов, а также описание фольклорных моделей в представлениях и практиках религиозных лидеров.

Изучение механизмов общественного сознания – одна из важнейших задач современной гуманитарной науки. «Мифологическая составляющая» культурных традиций (в том числе – массовой культуры нашего времени) чрезвычайно значительна, поскольку объяснительные и упорядочивающие функции мифа гораздо «сильнее», чем игнорируемые им соответствия реальному житейскому опыту. Однако ее объем и вес, как правило, недооцениваются. Это дает основание расширить рамки понятий «мифология» и «фольклор», включив сюда современную мифологию, постфольклорные и парафольклорные формы, а также другие тексты культуры, проницаемые для фольклорно-антропологического анализа (что позволяет, например, выявлять и анализировать динамику и особенности развития современной иконографии).

Обычно считается, что миф составляет контрастную оппозицию рационально-логическому мышлению, но это не совсем и не всегда так. Существуют области, где традиции научная и мифологическая пребывают состоянии вынужденного для науки симбиоза. Это относится и к эпохе Нового времени, к культуре модерна, генерирующей свои мифы, проблематика и ассортимент образов которых может заимствоваться из научной традиции, активно использовать ее риторику, подменяя процедуры апробированной верификации цепью непроверенных (и «доказывающих» друг друга) гипотез; ярким примером такого рода является легенда о «снежном человеке». В традициях многих народов мира описываются случаи странных происшествий, связанных со сном («парасомнии»). Современная медицина включает их в международную классификационную систему болезней в качестве определенных патологий, однако при таком подходе за пределами медицинской нозологии остаются целые кластеры «симптомов», важные для фольклорного сознания. Речь идет не об отказе от общемедицинской номенклатуры, но о том, чтобы уравнять тенденции – к универсализму и релятивизму, в равной степени учитывать общее и особенное в описываемых состояниях, а в том случае, когда не стоит задача диагностики и лечения, вообще обходиться без медицинских ярлыков, рассматривая локальное явление только в контексте локальных представлений и практик.

Объектом исследования являются широко понимаемые мифологические тексты Евразии (указатели сюжетов и мотивов мифологических текстов, включающие евразийские данные); психофизиологическая база мифа (записи устных текстов носителей евразийских традиций о состояниях, связанных со сном); квазинаучная база мифа («свидетельства» о снежном человеке и однотипных с ним персонажах в устных традициях и околонаучном дискурсе); конфессиональная база мифа (представления и практики религиозных лидеров); иконографическая база мифа (русская иконография – средневековая книжность – фольклор).

Содержательные разделы темы:

- Индоевропейские традиции на мифологической карте Евразии.

- Мифологизация состояний, связанных со сном, в фольклоре народов Евразии.

- Дополненная реальность мифа, или «фантом–3»: легенда о снежном человеке.

- Евразийские фольклорные модели в представлениях и практиках религиозных лидеров Алтая.

- Мифологические сюжеты в иконографии.

Руководитель проекта: Неклюдов Сергей Юрьевич – доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель проекта «Мифологические модели в евразийском фольклоре и способы их трансмиссии».

Требования к кандидатам: кроме общей фольклорно-антропологической грамотности, специфических требований к участникам конкурса нет..

Проект 4. Архив и документ в перформативных искусствах: теории, методологии и практики

Проблема архивирования и статуса документа давно выдвинулась в число краеугольных для теории перформативных искусств. Более того, на протяжение десятилетий ее обсуждение неизбежно сопутствовало дискуссии о ключевых понятиях теории перфоманса: присутствии, медиатизации, соучастии и т.д. В современном искусстве последней трети ХХ века благодаря концептуализму и институциональной критике архив был осмыслен как художественная форма. Архивирование и документация как проблема и прием широко распространились за пределы галерейного или музейного искусства в кинематографию, театр, уличное искусство. Эти обстоятельства требуют реакции как профессионального сообщества историков архивистов, занятых художественными архивами, так и сообщества историков и критиков перформативных искусств.

Изучение истории архивирования театра и методов архивирования в определенные периоды дает ценный и интересный именно благодаря своему практическому аспекту угол зрения на понимание театра в разные исторические эпохи. Примером этого могут служить усилия, с одной стороны, по архивации зрительского опыта, предпринимаемые в России начиная с 1910-х гг. ХХ века, а также новаторский проект по архивации наследия Театра им. Мейерхольда начиная с первых лет его существования (нач. 1920-х), приведшие к созданию особой институции Научно-исследовательской лаборатории при театре (НИЛ).

Предметом исследования станет как история архивации театрального опыта, так и археология эстетики архива и документа в перформативных искусствах ХХ века.

Руководитель проекта: Лидерман Юлия Геннадиевна, к. культурологии, доцент, ст. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС yg-liderman@ranepa.ru

Требования к кандидатам:

Опыт и склонность к междисциплинарным исследованиям. Наличие научных публикаций по истории и теории перформативных искусств.

Проект 5. Фольклорные идеологии и поведенческие стратегии в современном городе

Проект посвящен изучению вернакулярных текстов и практик горожан, бытующих городе в устной и письменной (в том числе сетевой) форме. Для исследования важно понимать, как функционирует культурный текст города, артикулированный в текстах фольклора, литературы и медиа, а также в ритуализованных практиках и нарративах. Одной из важнейших задач оказывается изучение вербальной и акциональной экспликации политической культуры современных горожан

Активные изменения социального пространства города и нарастание роли «новых медиа» значительно трансформируют модели возникновения, передачи, а также функции вернакулярных текстов города (понимаемых широко – от устного и письменного вербального текста до целых комплексов ритуализованных практик). В то же время, сами такие тексты в некоторой степени определяют и трансформируют социальный ландшафт города. Высокий темп таких взаимных изменений делает необходимым постоянное отслеживание развития вернакулярных практик и поддерживающих их городских текстов.

Цель проекта состоит в том, чтобы выявить культурные механизмы, лежащие в основе трансмиссии городских текстов, увидеть «смысл» и прагматику низовых высказываний и уличных практик («какое послание содержит данный текст»), и причину их массового распространения («почему люди массово реагируют на события такими текстами и поведенческими реакциями»).

В условиях цифровых медиа происходит интенсивная трансформация текстов и практик горожан, связанных с аффордансами онлайн-технологий. В публичных пространствах артикулируются нарративы власти, обусловленные идеологическими и экономическими целями, появляются устойчивые фразы, отсылающие к событию. Как представляется, появление новых фольклорных идеологий и поведенческих стратегий обусловлено формированием эмоциональных стратегий городских сообществ, связанных а) с локальной миграцией; б) с легитимацией своего места в общественном и приватном пространстве

Содержательные разделы темы:

· Трансмиссия фольклора в социальных медиа

· Сетевые нарративы и практики: влияние на поведение людей оффлайн

· Массовые публичные акции и непубличные нарративы: коммеморативные, социальные, политические

· Брендирование городов и российских территорий: стратегии локального знания

· Пространственная перспектива в исследованиях городских конфессиональных сообществ

· Мифологический ландшафт современных российских территорий

· Переживание травм, репрессий и катастроф в советском прошлом и в современности в городском и сельском пространстве

· Язык города в идеологическом поле

Руководитель проекта:

Петров Никита Викторович, кандидат филологических наук, Заведующий научно-исследовательской лабораторией, Школы актуальных гуманитарных исследований, ИОН РАНХиГС, руководитель проекта «Фольклорные идеологии и поведенческие стратегии в современном городе» и «Историческая память городов».

Требования к кандидатам:

· наличие опыта в полевых экспедиционных исследованиях (интервьюирование, проведение массовых опросов, включенное наблюдение),

· знакомство с основными тенденциями в антропологии и социологии города

Проект 6. Темпоральный поворот в теории исторического знания

на рубеже XX-XXI веков

Несмотря на то, что историки практически всегда признавали, что время имеет важное значение для историографии или попросту отождествляли время с историей (подобно Жюлю Мишле, который говорил, что история это время или Марку Блоку, называвшему историю наукой о людях во времени), лишь недавно сложились необходимые предпосылки, которые способствовали тому, что историческое время (его природа, структура, модели периодизации и способы переживания) стало непосредственным предметом современной теории истории. Это новое состояние в области теории сегодня все чаще называют темпоральным поворотом. За последние несколько лет (в основном на Западе, но и в России также) вышло немало работ, в которых заново был поставлен вопрос об устройстве исторического времени. О том, что такой вопрос не воспринимается как отвлеченный свидетельствуют также международные конференции, на которых обсуждаются такие, достаточно необычные для практикующих историков, темы, как слоистость или даже обратимость исторического времени. Так, в октябре 2018 г. в Москве в музее современного искусства «Гараж» прошла двухдневная конференция «В каком времени мы живем? Новая историчность и политика времени», вызвавшая большой интерес широкой аудитории. Цель данной НИР состоит в том, чтобы проанализировать научно-теоретические перспективы, открываемые новым направлением в теории исторического знания, и его влияние на формирование представлений об истории в публичном пространстве.

Руководитель проекта: Олейников Андрей Андреевич, к.философ.н., с.н.с. Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ ИОН

Требования к кандидатам:

· свободное чтение научной литературы на английском языке

· наличие публикаций по теме исследования

Проект 7. Социальные практики и процессы литературной кодификации.

Тема проекта порождена возрастающей актуальностью контекстного изучения литературного текста в истории и современности: анализа влияния механизмов сферы повседневности на литературный текст; изучения воздействия литературы на социальные формы бытования культуры (текст и издательская практика; социальная жизнь литературного текста; массовый читатель и литературный заказ). Исследование предполагает применение взаимодополняющих методов широкого историко-культурного исследования литературного процесса: социологии литературы, междисциплинарного подхода к изучению литературного текста, компаративного подхода. Цель проекта ̶ исследовать процессы взаимосвязи и взаимовлияния различных форм социокультурной жизни и литературного текста.

Перед участниками проекта следующие задачи:

̶ исследовать литературу как социально-институциональной феномен (напр., театральные и паратеатральные формы);

̶ выявить формы влияния социо-культурой жизни на литературу (напр., салоны, академии, литературные сообщества);

̶ выявить формы моделирования социальных отношений посредством литературы (напр., литературные модели и их влияние на общественные идеалы и обычаи);

̶ изучить связь текста и социальных форм его существования в культуре (напр., изучение перформативных аспектов);

̶ исследовать связь формы презентации книги (социология чтения; литературная критика как процесс формирования читательского спроса);

̶ исследовать историю перевода в свете процесса формирования репертуара переводимых текстов и выработки стратегий перевода (массовость/научность, проблема заказа /востребованности/ необходимости при выборе текста для перевода; проблема детского чтения (классика как детская литература); перевод и цензура).

Руководитель проекта: Ершова Ирина Викторовна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник, зав. Лаборатории историко-литературных исследований ШАГИ РАНХиГС.

Требования к кандидатам:

· специализация по литературоведению с углубленным знанием одной из западноевропейских культур;

· свободное владение одним (лучше несколькими) европейскими языками

· желательно: опыт перевода художественных или научных текстов

Проект 8. Стратегия и организация власти в зеркале персональной номинации человека Средневековой Руси.

Русская средневековая элита придавала чрезвычайно большое значение выбору имени для наследников. Имя соединяло в себе множество интенций: жесткую связь с предыдущими поколениями рода или династии, обращение к покровительству "подходящего" святого, ориентацию на церковный календарь, желательное / нежелательное распределение привилегий и полномочий между представителями одного поколения семьи. В результате имя становилось своего рода максимально скомпрессированной историей власти и одновременно своеобразным высказыванием, обращенным в будущее. При этом человек в средневековой Руси существовал в пространстве полиномии, когда у одного и того же лица за жизнь могло накопиться до пяти-шести имен собственных. Все это делает имя весьма существенным инструментом для изучения власти и иерархиизации общества на протяжении всего допетровского времени. При этом до самого последнего времени русская многоименность как система никогда не становилась предметом самостоятельного исследования. Сопряженным с исследованием личных именований оказывается изучение наследственных и должностных характеристик, закрепляемых за человеком от рождения или в процессе службы. Будучи традиционной областью работы историка, русская титулатура нуждается, на наш взгляд, в комплексном историко-филологическом подходе, позволяющем увидеть, как соответствующая лексика, поначалу обладающая принципиально вариативным, "текучим" материалом, постепенно превращается в ригидную систему обозначений, всякое отклонение в которой может служить основой для многолетнего тяжебного разбирательства.

Цель исследования:

1) реконструкция механизмов десигнации и установления порядка наследования различных земель путем имянаречения в домонгольской Руси;

2) воссоздание картины частной и публичной жизни элиты в зеркале функционирования двух христианских имен, получаемых человеком при рождении;

3) обсуждение социальных институтов средневекового Новгорода, запечатленных в номинативах, постепенно эволюционирующих до званий и титулов;

4) сопоставительный анализ системы полиномии в Московской Руси и Великом княжестве Литовском: исследование механизмов их сосуществования и взаимопроникновение в 14-17 вв.

5) лексикографическое описание постепенного становления социальной номинации людей: слово-термин-концепт; 6) исследование функционирования имен и титулов в малых жанрах древнерусской письменности в формульных речениях (граффити, грамоты, договоры). Предполагается подготовка двух монографических исследований и цикла статей, посвященных регуляторным функциям имени в системе древнерусской властной иерархии, связям имен собственных и титулатуры, различным стадиям формирования самостоятельной системы обозначения наследственных и должностных привилегий.

Основным методом является историко-филологический анализ русских средневековых источников, предполагающий их сопоставление с текстами скандинавской, византийской и западноевропейской традиций и в отдельных сочетающийся с историко-культурным и семиотическим анализом предметов древнерусского искусства

Руководитель проекта: Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, член-корр. РАН., зав. Лаборатории древнерусской культуры, вед. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС

Требования к кандидатам:

Опыт самостоятельной исследовательской работы с древнерусскими источниками.

Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса:

karamzinefellowship@gmail.com

до 23.59 часов 29 декабря 2019 года