Карамзинские стипендии

Совместный проект Фонда Михаила Прохорова и РАНХиГС направлен на вовлечение молодых российских ученых в научно-исследовательскую работу над актуальными гуманитарными проблемами с получением научных результатов международного уровня.

В рамках проекта предоставляются стипендии для проведения исследований в рамках коллективных научных проектов, реализуемых в Центре гуманитарных исследований РАНХиГС.

Список проектов для работы стипендиатов формируется Центром гуманитарных исследований, согласуется с Фондом Михаила Прохорова и утверждается руководством РАНХиГС.

Стипендии предназначены для молодых исследователей – кандидатов наук, готовящих к публикации книгу, или аспирантов, завершающих работу над кандидатской диссертацией. Возрастной ценз — 45 лет. Права на публикацию работ, выполненных в рамках «Карамзинских стипендий», за исключением работ, предусмотренных формами отчетности по стипендии, остаются за стипендиатом.

Заявки на участие принимаются до 10 декабря 2021 года. Заявки и документы на конкурс принимаются по электронной почте. Соискатели должны отправить весь комплект документов на адрес конкурса: karamzinefellowship@gmail.com


Цели и задачи конкурса
  1. Конкурс проводится для отбора и приглашения на временную работу (6 месяцев) молодых ученых, которые должны стать участниками коллективных научных проектов, реализуемых в ШАГИ. Список проектов для работы приглашенных исследователей
  2. Программа адресована кандидатам наук (или PhD), а также аспирантам, завершающим работу над кандидатской диссертацией
  3. Цель программы – предоставить молодым исследователям возможность в ключевой фазе их работы провести полгода в одном из ведущих научных центров Москвы, с которым эти исследователи сохранят связь и в будущем

Список документов, необходимых для участия в конкурсе:
  1. Мотивационное письмо в свободной форме, включающее видение кандидатом своей дальнейшей научной карьеры, совместимость участия в данном проекте с другими текущими обязательствами кандидата (научные проекты, преподавание и др.) как с точки зрения тематики, так и с точки зрения рабочей нагрузки
  2. CV (краткое резюме и список научных публикаций)
  3. Описание планируемого исследования: индивидуальный проект должен вписываться в общую тему коллективного проекта, на участие в котором претендует кандидат
  4. Не менее одной опубликованной научной работы (предпочтительно по теме, близкой к теме коллективного проекта), дающей адекватное представление о научном уровне кандидата; начинающие исследователи могут предоставить аналогичный по объему фрагмент диссертационного исследования (главу)
  5. Рекомендательное письмо от исследователя, знакомого с работами кандидата и, предпочтительно, занимающегося проблемами, близкими к теме реализуемого проекта
  6. Копия диплома кандидата наук (или PhD) или удостоверение аспиранта
  7. Копия российского общегражданского паспорта (первая страница и страница с пропиской)
  8. Факультативно: отзыв научного руководителя (заведующего кафедрой) о работе соискателя


Проекты 2022 года

Проект 1. Исторический контекст и литературный канон в интерпретации античных и средневековых текстов


В исследовании предлагается взглянуть под новым углом зрения на соотношение исторических и литературных памятников античности и средневековья, с одной стороны, показав принципиальную важность традиционных литературных форм для историографических сочинений (включая. например, естественно-научные трактаты), а с другой, выявив историко-культурный и социально-политический контекст разножанровых произведений античной словесности (включаю эпос, лирику и драму), без которого невозможно реконструировать их восприятие тогдашней аудиторией. Это позволит соотнести традиционную проблематику антиковедения и медиевистики с современными проблемами гуманитарного знания, в том числе с переосмыслением роли и места истории и филологии в системе гуманитарного знания.

Среди задач исследования:

  • подготовка целостного историко-культурного и филологического комментария к отдельным произведениям античной и средневековой литературы, причем опыт такого комментария может быть распространен и на другие памятники традиционных литератур;
  • анализ взаимосвязи традиционной поэтики литературных текстов и современной им политической риторики;
  • демонстрация роли литературы в античности и средневековья как места формирования актуальной политической повестки дня;
  • выявление идеологической составляющей целого ряда научно-историографических текстов, до сих пор не имевших подобной интерпретации


Руководитель проекта: Гринцер Николай Павлович, член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, директор ШАГИ РАНХиГС, руководитель лаборатории античной культуры ШАГИ РАНХиГС.



Проект 2. Продуктивные и ошибочные стратегии теоретической работы в современной психологии


За 65 лет существования когнитивная психология прошла путь от только зародившегося междисциплинарного направления исследований до самостоятельной дисциплины, включающей в себя различные теоретические и методологические традиции. Эксперимент как основной метод исследования, разнообразие исследовательских проблем, использование математического моделирования и поведенческих зависимых переменных привели и к высокому уровню воспроизводимости результатов, но и к существенным трудностям в развитии когнитивной психологии. Учитывая успехи, бурное развитие и широкий прикладной и общественный интерес к проблемам когнитивной психологии, особую важность представляют попытки осмыслить метатеоретические аспекты когнитивных исследований и в особенности изменения в способах построения теорий и их эмпирической проверке. Такая метатеоретическая работа нужна: 1) для выделения типов реально существующих когнитивных теорий, которые используются в исследованиях, 2) для уточнения критериев анализа текущих эмпирических исследований, а также их интерпретации, 3) отдельной задачей выступает указание на те метаморфозы, которые произошли в теоретической работе в нашей области за последние 30-40 лет.


Цель настоящей НИР – разобраться в том, как работает современная теория в пределах когнитивной психологии. Мы постараемся ответить на вопрос о том, чего разумно ждать (или требовать) от «хороших» когнитивных теорий, а что находится за пределами возможного.


В качестве основного материала для анализа мы рассматриваем теоретико-экспериментальные исследования в области наших научных интересов – психологии решения задач и проблем.


Проект направлен на достижение нескольких связанных целей:

  • Выделить предложенные в литературе метатеоретические подходы к описанию теоретической работы в области когнитивной психологии. Предложить их классификацию. 2. Выделить и описать типы реально существующих когнитивных теорий, которые используются в исследованиях.
  • Уточнить критерии анализа текущих эмпирических исследований, а также их теоретической интерпретации
  • Указать на те метаморфозы, которые произошли в теоретической работе в нашей области за последние 30-40 лет

Руководитель проекта: Спиридонов Владимир Феликсович, доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС


Требования к кандидатам: знание английского, достаточное для чтения научных статей по теме. Владение основами экспериментальной психологии.



Проект 3. Конструирование смыслов в вербальных, визуальных и акциональных формах культуры


Проект посвящен исследованию содержательных и прагматических аспектов семиотического «культурного сообщения». Соотношение личного опыта и моделей, используемых для его передачи – одна из важных проблем для целого ряда гуманитарных дисциплин. Эту проблему можно рассмотреть с двух сторон, во-первых, с точки зрения того, как люди используют нарративные (интерпретативные) схемы, предлагаемые их традицией, как выбирают индивидуальные траектории в символическом пространстве культуры, как конструируют собственные смыслы и выстраивают персональные пути в пространстве «общего знания». Во-вторых – противоположным образом – как персональный опыт в ходе вербализации и нарративизации (т.е. наполнения эмоциями и смыслами, иногда внешними по отношению к фактической стороне истории) форматируется под существующие в традиции шаблоны. При этом понятие «цензура коллектива» может быть с успехом применено не только к устной традиции, но и к другим формам существования фольклора и постфольклора – письменным фиксациям, медиа, интернет-платформам и виртуальным сообществам.


Как показывают исследования, традиционное искусство, оперирующее общими знаками, фигурами и схемами, в принципах своего функционирования оказывается весьма близко к фольклорной традиции: визуальные тексты чаще всего анонимны, коллективны, вариативны и пластичны, основаны на авантексте, проходят цензуру коллектива. Это характерно почти для любого вида традиционного искусства – устного, литературного, визуального или акционального. Проблематика изменчивости, варьирования знаков и смысловых нюансов, пластичности культурных текстов (при отображении общих сюжетов) редко привлекала внимание исследователей. Как правило, описания ограничиваются указанием на факт «отражения», «иллюстрирования» сюжетов и мотивов, но не на принципах перекодировки текста и не на особенностях такого перевода. Наконец, очень редко в фокусе внимания оказывались вопросы рецепции изображений, взаимодействия и контакта с сакральными образами. Меж тем смысловые обертоны, возникающие при разных разработках общих визуальных сцен, крайне важны.


Проект имеет междисциплинарный характер, в нем используются фольклорно-антропологические, социально-исторические, сравнительно-типологические, текстологические, искусствоведческие методы, приемы структурно-семиотического, прагматического, функционального анализа, кластеризации данных, а также методологические достижения сопредельных гуманитарных (и не только гуманитарных) наук — культурной антропологии, генетической критики, лингвистики, социологии, математики.


Содержательные разделы темы:

  • Преобразование темы в фольклорных и парафольклорных нарративах
  • Личный опыт и общие модели в фольклоре и постфольклоре
  • Сакральные образы на постсоветком пространстве
  • Конструирование локальной истории и идентичности на Алтае
  • Информационная структура средневековых ирландских нарративов


Руководитель проекта: Неклюдов Сергей Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.


Требования к кандидатам: кроме общей фольклорно-антропологической грамотности, специфических требований к участникам конкурса нет.



Проект 4. Медиатизация перформативных искусств: эстетика, новая материальность, зрительская культура


Пандемия, последующая самоизоляция, резко изменившиеся нормы существования зрительских сообществ и т. д. сделали наглядными процессы, происходящие в перформативных искусствах на протяжении последних десятилетий. Различные формы медиатизации в искусствах «живого исполнения» (liveart), начиная от усиления звука заканчивая использованием VR и AR в театральных событиях, включая трансляции театральных представлений в интернете, кинотеатрах и т. п., за короткое время стали конститутивными для бытования современного театра. Эти трансформации поставили перед исследователями проблему нового определения границ, очертаний, структуры исследовательского объекта искусствознания.


Вопросы и проблемы, которые ставятся в коллективном исследовании медиации перформативных искусств:

  • предпосылки взаимовлияния форм медиатиазации и практик перформативной культуры в истории экспериментального театра в России ХХ-XXI вв.
  • корпус источников изучения опосредованных медиа перформативных искусств (театральная фотография, фотосъемка «живых картин», художественная звукозапись, кинематограф) в России ХХ века
  • выявление исторической динамики в осмыслении медиатизации перформативных искусств


Руководитель проекта: Лидерман Юлия Геннадиевна, кандидат культурологии, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС.


Требования к кандидатам:


Приглашаем исследователей театральной культуры, театра, искусств живого исполнения, перформативной культуры, интересующихся проблемой медиатизации, новой материальности театральной культуры. Со своей стороны мы предлагаем сотрудничество, обсуждение теоретического бэкграунда исследования, помощь в поисках партнеров и источников в культурных институциях Москвы. От соискателей мы ждем интереса к исследованиям нашего коллектива, готовности к совместной работе над изучением медиатизации в новейшем театре.



Проект 5. Память и история в условиях цифровых медиа: фольклорные тексты и внеинституциональные практики


Проект посвящен исследованию фольклорных текстов и внеинституциональных практик, циркулирующих онлайн и офлайн в пространстве современного города. Они влияют на формы мышления об истории, «войны памяти», межгрупповую коммуникацию, на мотивацию и принятие решений, на степень лояльности к власти и на формы низовой активности. Исследование будет проводится в связи с тремя аспектами: во-первых, с развитием и изменчивостью городской среды, где и появляются культурные тексты, связанные с пониманием истории, памяти о прошлых, недавних и актуальных событиях; во-вторых, с анализом медиа-инструментов, благодаря которым распространяются соответствующие фольклорные тексты и практики; в-третьих, в связи с детальной фиксацией и антропологическим описанием публичных институциональных и внеинституциональных практик, в том числе форм ритуализованного поведения.


Цель исследования -- увидеть «смысл» низовых высказываний и внеинституциональных практик, связанных с концептами «память», «история» и с актуальными событиями («какое послание содержит данный текст») и причину их массового распространения («почему люди массово реагируют на события такими фольклорными текстами и поведенческими реакциями»).


На конкурс принимаются индивидуальные проекты, соответствующие следующим задачам:

  • Описание моделей вернакулярного понимания локальной истории в российских городах
  • Исследование механизмов появления новых коммеморативных объектов в российских городах
  • Анализ ностальгических нарративов и практик повседневной религиозности российского города
  • Изучение фольклорных текстов о травматическом прошлом, памяти о войнах в домашних и школьных педагогических практиках
  • Мониторинг уличной институциональной и внеинституциональной активности горожан
  • Исследование онлайн-реакции на пандемию в фольклорных текстах и сетевых дискуссиях.


Руководитель проекта: Петров Никита Викторович, кандидат филологических наук, заведующий Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС.


Требования к кандидатам: навыки антропологической работы в городе, владение статистическими методами.



Проект 6. Историческая реконструкция образов и нарративов на материале классических восточных текстов и их культурная рецепция


Данный проект нацелен на исследование эволюции дальневосточных историко-мифологических нарративов и их отражения в классических, в т.ч. «канонических» и «философских» текстах разных направлений. Широко известно и общепринято, что мировоззрение носителей дальневосточных культур (прежде всего, китайской), с одной стороны, весьма рано подверглось процессу рационализации, изгоняя по возможности всё мифологическое и мистическое из авторитетных текстов, перетолковывая его на исторический и морально-этический лад, а с другой, сохраняет отдельные элементы архаических верований и культов вплоть до наших дней. Главными задачами исследования являются выявление в исторических, протофилософских и религиозных текстах дальневосточной традиции основных ценностно- и системообразующих нарративов и образов, раскрытие их конкретного функционирования в ценностно-нормативных системах разных веков, фиксация развития и изменения их структуры во времени в связи с соответствующими социополитическими изменениями.


Руководитель проекта: Худяков Дмитрий Андреевич, к. филол. н., руководитель лаборатории востоковедения и компаративистики ШАГИ РАНХиГС.


Требования к кандидатам: Проект рассчитан на аспирантов и молодых учёных, занимающихся проблемами истории и культуры восточных обществ. Обязательным условием участия является знание одного из восточных языков (китайского, японского, корейского…).



Проект 7. Художественный и исторический нарратив в XIV-XXI вв.: взаимодополнение и взаимоотталкивание


Целью проекта является изучение многообразных форм взаимодействия истории (документального, историографического, правды, достоверного) и литературы (вымысла) во всем многообразии европейской культуры и словесности от Средневековья до современности. Это предполагает:

  • исследование влияния различных форм общественной жизни социальных, религиозных, политических практик на формирование литературной топики;
  • изучение влияния автобиографического начала на художественный нарратив и способы его трансформации в художественных и исторических текстах;
  • исследование возможных форм взаимодействия и взаимоотталкивания документального и вымышленного в литературе и истории
  • исследование проблемы понимания правды и вымысла в культуре разных эпох
  • исследование понятия псевдо биографии
  • изучение механизмов осовременивания вымысла в литературных и исторических текстах и способы «документализации» мифа
  • перевод и комментарий текстов европейской художественной и исторической мысли


Руководитель проекта: Ершова Ирина Викторовна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник, зав. Лаборатории историко-литературных исследований ШАГИ РАНХиГС.



Проект 8. Структура власти средневековой Руси в зеркале языка


Актуальность проблемы может быть обоснована тремя положениям.

1. Сама тема исследования находится на переднем крае мировой гуманитаристики: проблемы изучения "языка власти" активно исследуются в современной науке и являются остро дискуссионными (в частности, в рамках неоинституционального подхода).

2. Историко-филологический подход к исследованиям, обеспечиваемый участием в проекте специалистов соответствующих профилей.

3. Привлечение новых, мало исследованных или неизвестных в отечественной историографии источников.


Изучение дискурсов власти в республиках эпохи Средневековья является одним из самых актуальных направлений современной гуманитарной мысли, особенно в контексте дискуссий вокруг соотношения республиканизма и либерализма. Планируется выявление принципов формирования и пополнения "словаря" политической терминологии; изучение книжных и некнижных элементов в идеологическом высказывании. Предполагается описание традиционного и инновационного начал в коммеморативных речениях и официальных текстах эпохи; исследование риторики конфликта и риторики примирения.


Руководитель проекта: Успенский Федор Борисович, доктор филологических наук, член-корр. РАН., зав. Лаборатории древнерусской культуры, вед. научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС



Проект 9. Проблемы биографического нарратива в источниках личного происхождения и в исследованиях XVII-XXI вв.


Проблема изучения структуры и целеполагания биографических нарративов разного характера не нова, но на протяжении последних десятилетий она стала активно привлекать внимание историков эмоций и культурологов. Целью проекта является исследование сквозных эмоциональных структур в эго-документах и биографических нарративах разного типа (биографии, автобиографии, мемуарах, дневниках, биопиках, и т.д.).


События последнего года показали, в какой степени наше восприятие собственной биографии и, соответственно, жизненного пути других людей, связано со структурами общественных настроений. В публичном дискурсе пандемия часто предстает как приостановка нормального существования, катастрофическая и, одновременно, потенциально благотворная, позволяющая пересмотреть свои жизненные цели, приобрести новые навыки, и т.д. Эти терапевтические способы преодоления общемировой травмы так же являются способами восстановления внутреннего биографического дискурса, который пытается вписать пандемию в известные сюжетные рамки (испытания, перемены, и т.д.). В рамках проекта предполагается проанализировать то, какие эмоциональные структуры традиционно ассоциировались с биографическим дискурсом, и как они работают в текстах разной прагматики и жанровой принадлежности.


Руководитель проекта: Неклюдова Мария Сергеевна, PhD, заведующая Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС.


Требование к кандидатам: знание по крайней мере одного иностранного языка (предпочтительно английского, французского или немецкого), наличие публикаций по темам, близким к проблематике НИР.