О Фонде

Фонд Михаила Прохорова представляет выставку Игоря Старкова и Дарьи Андреевой в рамках III Международной биеннале молодого искусства

В рамках параллельной программы III Московской международной биеннале молодого искусства Фонд Михаила Прохорова представляет выставку Игоря Старкова и Дарьи Андреевой «Вдоль Беломорско-Балтийского канала».

bbk_2.jpg  bbk_1.jpg

Фотографии, которые будут показаны на выставке, были сделаны Игорем Старковым во время двухнедельного путешествия вдоль Беломорско-Балтийского канала весной 2012 года. Проект, также включающий в себя короткометражный фильм, снятый во время этой поездки Дарьей Андреевой, рассказывает историю Беломорканала, одного из самых трагических маршрутов нашего времени, но одновременно и одного из самых мало исследованных, - историю от каменного века до наших дней: от петроглифов в Беломорске - до современных граффити на стенах заброшенных церквей, безвременные пейзажи русского севера - и люди, для которых эти места родные.

Отрезок на карте, ничтожный по сравнению с масштабами страны и имеющий в тех же масштабах довольно короткую историю, оказался той важной точкой, где сошлись истории советского и постсоветского государства. Беломорско-Балтийский канал, построенный практически голыми руками «бывшими врагами пролетариата» за рекордные двадцать месяцев, стал общей могилой для одних и экспериментальной площадкой по созданию нового человеческого продукта для других - ставивших уголовных и политических заключенных на один объект. Это и путь к Соловецкому монастырю, и линия фронта во время Советско-Финской войны, и родина слова «зек», и картинка на пачке вонючих папирос. И глухая провинция, которой предстанет Беломорканал перед нами, если мы вдруг там окажемся сегодня.

Однако этот проект - не только история о некой географической точке. За две недели, наверное, сложно что-то понять или узнать, но совершенно точно можно увидеть. Отсюда - стремление к безоценочности и неангажированности теми или иными точками зрения, отсюда - подчеркнутая нормальность того, что мы видим в кадре. Вместо того, чтобы в очередной раз шокировать экзотикой - экзотикой истории, географии или социального, - авторы выстраивают изображения, в которых больше попытки исследовать и предоставить контекст. Это не репортаж из сложного региона, но личная история путешественников, которые отправляются с камерой в чужую визуальную культуру на поиски красоты и точек соприкосновения.

Куратор проекта - Ольга Вад

«Мой дед курил Беломор, всю жизнь просидел на дорогих, а в старости перешел на папиросы. Прикуривал дед только от спичек, медленно затягивался, закрывал глаза от удовольствия и выпускал столб густого, вонючего дыма. Я часто рассматривал карту на пачке и пытался не дышать носом. Пачка была потрясающе красива. Голубые струйки рек, красные буковки, теплые моря, грубая бумага. Форма Беломорканала безупречна, но запах и вкус способны вызвать только отвращение. Дед не хотел курить другие, в такой ситуации можно было смириться или самому перейти на Беломор.

Я так и поступил – начал курить папиросы. Сначала в гостях у деда, а потом и у себя.
Крепкий насыщенный вкус, горячий дым, прекрасная форма и низкая цена. После того как неделю покуришь папиросы, бывает сложно вернуться на фильтру. Обычная сигарета, с ароматизаторами и мягкой, тлеющей бумагой, начинает казаться пустым понтом. Но не все мои друзья были готовы терпеть крепкий и насыщенный вкус Беломора. Никто не возражал, но многие пытались дышать ртом, это всегда заметно. В моем окружении начали появляться новые люди, которым не мешал или даже нравился этот запах. С этими людьми, мне было явно не по пути, хотя я любил своего деда и рисунок на пачке.

На самом деле, курить хорошую фильтру совсем неплохо. Утром, за чашкой хорошего кофе, выкурить хорошую сигаретку, особое удовольствие. Беломор с приличным кофе совсем не идет, но иногда очень хочется дунуть в гильзу, выбить табачинки на пачку,
смять папиросу и прикурить от спички».

Игорь Старков

Проект реализован при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

Место проведения: Центр современной культуры ВИНЗАВОД, Бродильный цех (Москва, 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6, подъезд 22)

Время проведения: 12 июля — 2 августа 2012, 10:00 — 22:00 (без выходных)

Открытие выставки: 12 июля, 19:00

Дополнительная информация:

Ольга Вад, +7 985 145 4470, oolavad@gmail.com