Субъективная культура и открытие Америки

13:02, 20 февраля 2014

Пятеро финалистов Школы культурной журналистики - совместной программы Фонда Михаила Прохорова и Института «ПРО АРТЕ», действующей с 2006 года, побывали в Америке.
С 13 по 22 июля группа посетила Нью-Йорк, где ребята получили возможность "пожить жизнью" американского журналиста в сфере культуры. В ходе учебно-ознакомительной поездки российские журналисты получили общее представление об основных проблемах и течениях в современной культуре, а также информацию о тех организациях, которые оказывают ей поддержку, с тем, чтобы в будущем давать более профессиональную оценку новому российскому искусству и писать о нем с учетом международного и исторического контекста.
Поездка проходила в рамках новой программы Фонда Михаила Прохорова совместно с CEC ArtsLink и Институтом «ПРО АРТЕ» – "Стажировка в США".Артур Матвеев.JPG

Свое впечатление о поездке написал один из финалистов, красноярский журналист Артур Матвеев:

Начать рассказ об Америке нужно с моральных отступных. Другими словами с личного взгляда на культуру и журналистику. И на то почему сложившуюся ситуацию неплохо было бы поменять. Поэтому побуду банальным. На выставках и театральных показах, как правило, ничего не взрывается, там нет слишком динамичной картинки и чрезмерной злободневности. Сфера высокого редко когда заставляет зрителя вздрагивать, возмущаться произволом власть имущих или узнавать грязные и не очень тайны первостепенных персон. Все лавры народных трибунов и «правдорубов» украшают головы кого угодно, но не культурных обозревателей. Дело тут, не в том, что люди поменялись, нет. Просто постулат о необходимости хлеба и зрелищ со времен римской империи не менялся, а культурная среда, застряла в унылом снобистском бормотании о высших сферах и зачастую бывает, интересна только узко ограниченному кругу страждущих. Америка3.JPG
Однако при этом всем, культура лежит в основе всего, что происходит вокруг. И зачастую распространяется гораздо шире, чем многие привыкли воспринимать. Культура создает предпосылку для чего-то нового. А это новое уже затем видоизменяется и пропускает свои корни через все пласты нашей жизни. По крайней мере, так обстоит дело на Западе. Не зря в Европе и Америке изобрели приставку «современное». «Современная» культура или искусство выступает как будто границей между вечным и незыблемым, вроде литературной классики, полотен живописцев эпохи возрождения, и между поверхностным, кричащим и откровенно бравурным, вроде примитивных кабацких песен, юмористических передач на центральных каналах и надписей на заборах известного содержания. То есть все просто: одно на потребу, другое для эстетов и экспертов, а то, что между ними может быть модным интересным, актуальным и при этом черпать из обеих половинок, как из вечного, так и из сиюминутного. 2.JPG
Столь долгой прелюдией я пытаюсь сказать, что в нашей стране при всем ее богатом культурном наследии не умеют нащупать эту самую ватерлинию или границу культурных пластов. Россия страна контрастов и стремление к этим контрастам очень четко выражается в журналистике. Освещение культуры у нас сводится либо к занудному бормотанию, либо к веселой легкомысленности. В то время как на Западе культурная журналистика имеет в своей традиции куда как более взвешенный рациональный подход. По крайней мере, там, во многом знают, как это самое современное искусство создать, подать, и сделать важным. Важность или скорее актуальность привносит в культурную жизнь сразу две важные, пусть и меркантильные штуки: статус и деньги. Как бы ни было странно, но именно это может спасти культурную сферу одновременно от деградации и ухода в себя.
В общем чтобы понять, как это сделать, мы во многом и отправились покорять Америку. Поездка в Нью Йорк прошла с 13 по 22 июля. Наша группа состояла из десяти человек. Пятеро ехали из Красноярска. Еще пятеро из Средней Азии: Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Этот набор был объяснен тем, что фонд ArtsLINK (именно он отвечал за программу в штатах) сотрудничал с разными благотворительными фондами. С нашей стороны поездку финансировал Фонд Прохорова. Америка5.JPGДля любого журналиста из Сибири поездка в Америку, сродни открытию нового мира. В силу удаленности от Европейских центров в нашем крае очень долго не могли отойти от привычного восприятия культурной жизни в ее советском понимании. Никто не отрицает красоты народных танцев, картин Сурикова и прочих лубочных радостей, но все же. «Все же» заключалось и заключается, в том, что у нас за «современное» искусство можно выдать в принципе любую вещь. Достаточно, к примеру, накрыть табуретку большим куском мяса, или атонально погреметь кастрюлями на людях, как это тут же подается новым, невиданным доселе прорывом в современной Сибирской действительности. Хотя зачастую, хоть и не всегда за этим кроется пустой эпатаж, либо заимствование начинаний десяти-двадцати летней давности. Однако все эти деяния достигают цели в одном - они приводят в недоумение, смущают. Зрители зачастую такого не видели, что самое обидное не 4.JPGвидели и журналисты, поэтому все обзоры превращаются в полубезсвязные, зачастую восторженные выкрики . И дело тут не в том, что можно назвать настоящим искусством, а что нет. Дело не в том, в курсе ли горожане о новых веяниях. Это дело во многом личной оценки. Дело, в том, что журналистика в этой сфере должна быть более подкованной. Более интересной хотя бы, а в идеале и более объективной. Для этого необходимо погружение в иную культурную среду. Среду, где такими методами живут и пользуются уже не один десяток лет. И где можно проследить ходы, формы и решения – потому что через пару лет они дойдут до нас. За те десять дней, что мы были по ту сторону океана мы и пытались попробовать на вкус, наше будущее современное искусство. А также способы и манеру его освещения. Главная задача программы была вырвать и погрузить группу людей в водоворот происходящих в Нью Йорке событий. Пожить жизнью очень занятого культурного обозревателя. Каждый день мы встречались с тремя, четырьмя критиками, журналистами, владельцами галерей и редакторами изданий. Каждый из них рассказывал о своем взгляде на развитие современного искусства. Мнения разнились, дробились, сталкивались друг с другом, в своей противоположности. Наматывая километры по мегаполису, участники наматывали и километраж своего культурного счетчика. Brooklyn Rail, New York Times, Museum of Modern Art ( MoMA), галереи Челси, и прочие английские названия сменяли друг друга. Поэтому из огромного объема информации каждый из участников формировал для себя свой собственный взгляд и мнение. Задачей программы не было объяснение единственно верного взгляда на происходящее в мире современного искусство. Программа давала возможность резко, и полностью окунутся в эту среду самому. И самому решить, что же это такое. Как будто человек резко опускает голову в холодную реку, и удивленно восклицает: «о, смотрите там рыбки». Кроме культурных рыбок мы рассматривали сам Нью Йорк, ночью пошли на Бруклинский мост, по которому гулял Маяковский восклицая: «Это вещь!», тяжело переносили перепады температур (40-градусная жара на улице и холодные от кондиционеров офисы), удивлялись почему на улице не пахнет бензином, ливневые канализации работают исправно и вода после ливня не скапливается на проезжей части, а почти все машины в городе – это такси. Но все это пусть останется за кадром, как впечатления туриста, не связанного с журналистикой, их лучше пережить самим. В конце абстрактное резюме.
Наверное, сложно объективно взвесить полученный опыт или рассортировать его на полезный и не очень. Опыт полезен любой. Так же полезно взглянуть на себя со стороны. Откинуть помпезные лозунги о превосходстве отечественного искусства над всем остальным и трезво оценить реальность. Взаимодействие бизнеса и художников, огромная, живая конкурентная среда, объективный взвешенный и интересный анализ, огромный спрос на произведения современных авторов со стороны среднего класса: эти черты современной российской культуре еще необходимо приобрести. Пока же наша действительность будет строиться на лубочных ножках фольклора и прошлых достижениях, подпираться судебными решениями против творческих людей и устремляться вверх радостными криками, непотребного уже ура-патриотизма, нам будет сложно двигаться вперед. А назад двигаться ужасно надоело.

Артур Матвеев