О Фонде

Фестиваль ручной работы, или Дайте мне звезду

«Дайте мне звезду», - просил Николай Коляда, стоя на импровизированной сцене в парке Вайнера перед своим театром. Позолоченная звезда, что он требовал, - приз фестиваля, который как и театр, носит его имя. К звезде прилагается гвоздь, тоже «золотой», на который её можно прикрепить в любом месте. Раздача звёзд и гвоздей - награждение победителей Четвёртого международного фестиваля современной драматургии. После - только фейерверк из сотен маленьких фонтанов, серебром вспыхнувших в руках гостей, участников, зрителей, друзей фестиваля.

Фейерверк своими руками - изобретение Николая Коляды - финальный аккорд фестиваля, который тоже на сто процентов hand made - ручная работа. А она во все времена ценилась особо.

В мелочах, в буквальном смысле выполненных вручную (сшитые сумки, расписанные ложки и стаканы, слепленные из глины броши и значки, что были подарены всем участникам «Коляда-Plays»), - идеально проявляется собственный вкус, чувство стиля, любовь ко всему неординарному. Гостеприимство, радушие, улыбки, распахнутость соткали неведомую доселе, как говорят многие артисты-режиссёры-директора, атмосферу театрального праздника.

Пять фестивальных дней, более двухсот участников, миллион рублей, «свалившихся» из фонда Михаила Прохорова (благодаря им все жили в приличных гостиницах в центре Екатеринбурга), двадцать три спектакля, две команды жюри (многие постановки шли параллельно), группа экспертов, утренние обсуждения конкурсных работ и бесконечные - всего увиденного и услышанного, вечерние шашлыки-плов-шурпа (огромный казан стоял прямо у входа в театр), встречи с уральскими драматургами, показы фильмов, выезд в летний театр в село Логиново, большая музыкальная программа перед раздачей слонов. И общение, общение, общение…

Заслуженный работник культуры России Наталья Решетникова, член жюри, человек, много видевший в мире театра, давно и пристально наблюдающая за творчеством Николая Владимировича и всех, кто его окружает, перед церемонией закрытия высказывает свои соображения и подтверждает мои:

- Это абсолютный фестивальный эксклюзив, как и сам театр Коляды. «Коляда-Plays» - стопроцентно авторский фестиваль, который носит все черты своего родителя, известного не только своими талантами, но и всевозможными переборами. Его много. Всегда. Но если раньше он закидывал бредень, и в сеть попадало всё подряд: прежде никакого отбора не делал, и на фестиваль шло всё, что поставлено из его пьес или пьес учеников (и в России, и за рубежом их ставят много), то в этом году уже был некий отбор. Этого фестивалю не миновать. И это вектор развития.

По признанию и завсегдатаев фестиваля, и новичков, желание приехать на Урал диктует, прежде всего фигура Коляды. Встретившись с «солнцем русской драматургии» впервые, мгновенно попадают под его обаяние. Здесь шикарная возможность «потрогать» и его, и молодых представителей уральской драматургической школы, задать вопросы. Например, в последний день фестиваля Юрий Хармелин, режиссёр Кишинёвского драматического театра «С улицы Роз» познакомился с Василием Сигаревым. В театре уже семь лёт идёт спектакль по его пьесе «Божьи коровки возвращаются», ставший одним из самых заметных событий фестиваля, а режиссёр признан лучшим постановщиком. Молодые драматурги так же нуждаются в обратной связи и творческой подпитке, которая происходит только через общение с живой практикой театра.

- Это некое творческое варево, которое бесценно, - продолжает Наталья Михайловна. - Здесь есть возможность увидеть разные интерпретации одной пьесы. Например, «Курица» польского театра - совершенно европейская постановка, свободная от социальной подоплёки, в эту пьесу когда-то вложенной. Просто реальная жизнь двух актрис. Или несколько вариантов «Наташиной мечты». Фестиваль на протяжении уже трёх лет сохраняет атмосферу домашности, он очень демократичен, лоялен ко всем, он улыбчив, в нём совершенно нет официоза и пафосности. Он - родной.

На «Коляда-Plays» возникает особое театральное братство, потому что фестиваль при рождении заряжен на то, чтобы все его гости, люди разных театральных школ и культур, получили радость. «Такое счастье, что мы попали сюда. У меня возникло желание сделать дома что-то подобное. И конечно, хочется ещё раз приехать участвовать. Николай Владимирович - потрясающий. Откуда столько в человеке добра и понимания того, что вокруг происходит?» - не переставала удивляться все фестивальные дни заслуженная артистки Республики Кыргызстан Зинаида Петренко, получившая приз за лучшую женскую роль «Всеобъемлюще»). Нынче жюри «вынуждено» было вручить их два. Второй достался актрисе из Вологодского театра для детей и молодёжи Алёне Данченко «Наташина мечта»).

Приз Николая Коляды, который он даёт кому хочет, достался Орскому театру, привезшему на фестиваль спектакль по его самой первой пьесе - «Игра в фанты», «За художественную смелость в работе над современной драматургией» отмечен спектакль «За линией» театра из Лысьвы, лучшим актёрским ансамблем признан театр-студия Александра Гончарука (Омск). Лучший спектакль фестиваля - «Леди Макбет Мценского уезда» (Курган) - самый масштабный по постановке и сложности формы.

На одном театральном пространстве сошлись совершенно разные театры - частные и государственные, большие и совсем маленькие, живущие в условиях войны и вполне благополучные, самодеятельные и профессиональные. Палитра режиссёрских решений многоцветна - аскетичный моноспектакль и яркий фарс, драйвовая молодёжная постановка и кинотеатральный микс…

Переводчица русской литературы на польский язык Агнешка Любомира Пиотровска подводит свои итоги фестиваля: «Очень положительные эмоции. Понравились программа, атмосфера, разно-образные по стилю и форме спектакли. Скучать было невозможно, потому что каждый спектакль - нечто особенное. Такой открытой, семейной атмосферы не встречала ни на одном фестивале. Артисты наши восхищены, они такого не ожидали. Чувствуешь себя, как у дяди на каникулах. Поздравляю, что у вас есть такой фестиваль».

- Спасибо, что вы занимаетесь современной драматургией и пытаетесь найти новый театральный язык. Я вас всех приглашаю на будущий год, - сказал перед фейерверком Николай Коляда. В руках у него был букет от Галины Волчек. Он так и не успел на поклон после спектакля «Современника» по своей пьесе. Художественный руководитель театра просила передать букет со словами: «Он такой гениальный человек, а в этом городе совсем ничего не понимают…».

Наталья ПОДКОРЫТОВА, ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА (Екатеринбург)





Ссылки по теме: